«Бёрдмэн» (Birdman, 2014)

Замечательный, оригинальный, талантливый, захватывающий, умный фильм «Бердмэн» завоевал все возможные призы на ведущих мировых фестивалях, включая «Оскар», однако мы незаслуженно обошли вниманием эту картину. Усилиями Регины Рогозиной мы исправляем это упущение. 

Режиссер

Алехандро Гонсалес Иньярриту

В главных ролях

Майкл Китон, Эдвард Нортон, Эмма Стоун, Наоми Уоттс, Зак Галифианакис

Рецензия на фильм «Бёрдмэн»

В неуютной театральной гримерке парит человек в позе лотоса, выслушивая упреки таинственного голоса о том, как он оказался в этой жуткой дыре. Это Ригган Томпсон, в 90-х — звезда блокбастеров про супергероя «Бердмэна», а ныне – всеми забытый актер. Его альтер-эго, затянутое в латекс странное существо с клювом и крыльями, грозно взирает на него со старой афиши на стене. Ригган хочет возродить свою актерскую карьеру, поставив на Бродвее пьесу американского писателя Реймонда Карвера «О чем мы говорим, когда мы говорим о любви», являясь режиссером и исполнителем главной роли. Для него эта театральная постановка – попытка отделить себя от амплуа супергероя и последний шанс наконец-то сделать что-то значимое в искусстве.

"Бёрдмэн"

Майкл Китон и Иньярриту на съемках фильма «Бёрдмэн»

Чтобы передать нервозность и предпремьерную суматоху театральных кулис, оператор Эммануэль Любецки снимает длинными дублями, используя ручную камеру. Следуя за ней, как Алиса за белым кроликом, мы стремительно погружаемся в драматичный, абсурдный и фантастический мир главного героя. Так создается эффект присутствия за кулисами и на сцене бродвейского театра, а зрители становятся частью творческого процесса, этой бесконечной битвы амбиций и неуверенности в себе.

Фильм отчасти напоминает «Веселые подмостки» Питера Богдановича, но у него была легкая производственная комедия, а режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту показывает нам экзистенциальную драму. Риггану необходимо выяснить: настоящий ли он актер или всего лишь кинозвезда; правильно ли он поступил, выбрав эту профессию; в конечном счете – есть ли какой-то смысл в его жизни. И эта театральная постановка призвана ответить на все мучающие его вопросы.

На трех предпоказах и премьере мы видим одну и ту же сцену, в которой Ригган произносит: «Что не так со мной? Почему я всегда должен умолять меня любить?» Для него очень важна любовь зрителей, критиков, своей семьи, но он хочет, чтобы она была заслуженной. Он нуждается в профессиональном признании своего актерского таланта, именно поэтому выбирает театр для своей творческой реинкарнации. Для Риггана появление в кино в образе Бердмэна равносильно возвращению в персональный ад – пустой и бессмысленный. Дешевая популярность не для него, он знает ей цену, и лайки на YouTube вызывают у него лишь недоумение.

Самая яркая сцена в фильме – появление воплоти Бердмэна – альтер-эго Риггана. В его длинном монологе о том, что нужно зрителю режиссер откровенно глумится над киноиндустрией, частью которой он сам является. «Дай народу то, что он хочет – крутое, апокалипсическое порно. Ты ничуть не хуже Бога. Ты спасаешь людей от их серых будней, заставляешь смеяться или трястись от страха», — приказывает голос. Актер устал от постоянно мучающей его галлюцинации и неуверенности в себе, он находится на грани умопомешательства и за день до премьеры и, как ему кажется, взмывает в небо.

"Бёрдмэн"

Эдвард Нортон и Иньярриту на съемках фильма «Бёрдмэн»

«Бердмен» построен на противопоставлениях кинозвезд и театральных актеров, жизни реальной и виртуальной, правды жизни и правды искусства, уязвимости и мощи актерской профессии и безжалостности критики, журналистов-интеллектуалов и желтой прессы. От Иньяриту всем досталось: он саркастичен, а местами и безжалостен по отношению к индустрии кино, как, впрочем, и к театральным снобам.

К слову, в картине задействован блестящий актерский ансамбль. Буквально воскресший из небытия Ригган в исполнении неподражаемого Майкла Киттона, который практически играет самого себя. В 1990 годы сыграл Бэтмена в двух фильмах Тима Бертона, проложив дорогу в кино другим супергероям из комиксов. Амбициозный и эгоистичный Майк Шайнер, для которого реализм на сцене превыше всего, пожалуй, лучшая роль Эдварда Нортона со времен «Бойцовского клуба». Наоми Уоттс, играющая его подругу Лэсли, наоборот, слишком неуверенна в себе, ждет, когда ей скажут, что она чего-то добилась: это женское воплощение Риггана. Его дочь и личная ассистентка Сэм в исполнении блистательной Эммы Стоун – только что вышедшая из рехаба хамоватая девушка. Она безразлична к театру и ни в грош не ставит актерские амбиции своего отца. Театральный продюсер Джейк – невротичный, страшащийся провала, придумывающий разные небылицы, чтобы спасти постановку: таким ярким Зака Галифианакиса мы еще не видели.

Все эти персонажи, как реальные, так и вымышленные, помогают рассказать историю о самоидентификации главного героя, о поиске смысла жизни и жажде всеобщего признания. «Бердмэн» ставит вопросы: что есть правда искусства и правда жизни, и где проходит граница между ними? Мы видим драму одного человека, поставившего на карту все – деньги, репутацию, чтобы доказать себе и окружающим, что он чего-то стоит и достоин их любви. В конечном итоге, можно быть не очень талантливым актером, главное верить в себя, и тогда вопреки равнодушному миру и презрению близких, ты сможешь взлететь.

Регина Резцова (Kinofication)

Награды

«Бёрдмэн» завоевал немыслимые 174 награды и еще 254 номинации! В том числе «Бёрдмэн»получил четыре премии «Оскар» и в 2015 году был назван лучшим фильмом года.

Где посмотреть

Онлайн, Онлайн 2

Ссылки по теме:

Кинопоиск