Вспоминаем «Черный лебедь» — Портман, балет и мучитель Аронофски

Если бы в 2010 году не вышел фильм «Черный лебедь» я бы наверное так и не решился сходить на балет. Вряд ли вы меня за это осудите, ведь балет сегодня – это… Это как то не по-мужски что ли. Все эти па-де-дё, па-де-труа… 

Вообще «Черный лебедь» не столько о балете, сколько о раскисшем разуме героини Натали Портман, которую зовут Нина. О том, как в погоне за творческим совершенством, можно потерять не только землю под ногами, но и понимание реальности. Но обо все по порядку.

Действие фильма разворачивается вокруг новой постановки балета «Лебединое озеро» в Нью-Йорке. Ведущую балерину, сыгранную Вайноной Райдер, списывают на совсем не почётную пенсию, а на освободившееся место примы претендуют сразу несколько молодых танцовщиц, среди которых оказывается героиня Натали Портман — Нина Сейерс.

Постановкой руководит хореограф Тома Леруа – очередная занятная роль как всегда неотразимого Венсана Касселя. Выделив для себя героиню Портман он замечает, что несмотря на ее блистательное исполнение белого лебедя, Нина слишком скована и ей не хватает страсти в роли черного. Впрочем, ему все-таки удается разглядеть в девушке характер, и он отдает роль именно Нине.

Вскоре после получения роли, молодую балерину начинают мучить зловещие глюки, причем, чем больше ее критикует недовольный Кассель, тем жестче становятся проявления ее психоза.

Увы и ах, страшный и откровенный фильм «Черный лебедь» поражает мастерством постановки. Дарен Аронофски как тот хирург, что делает надрез скальпелем без наркоза и оперирует по живому. Некоторые сцены фильма выглядят настолько отталкивающе, что невольно хочется отвернуться от экрана. Но именно так Аронофски выводит своего зрителя на пик переживаний за происходящее с главной героиней.

Порой грубые монтажные переходы, постоянно настораживающая игра света и теней и при этом камера порхает за героиней Портман словно бабочка, и сама выписывает в воздухе немыслимые пируэты.

Аронофски показывает закулисные игры балета будто это игра на выживание, сплошные кровь и слезы. Жесткие и откровенно неприятные сцены атакуют кувалдой по голове, кто-то разглядит в этом вульгарщину, мол чересчур грубо, крайне прямолинейно, но именно в этом и кроется манера Аронофски добиваться убедительности и прижимать зрительские эмоции к ногтю. «Черный лебедь» как и все его предыдущие фильмы мучителен до неприятия, он угнетает, его боишься и его действительно есть за что бояться.

Жутко представить, что творит Аронофски с актерами на площадке, но именно невероятной работой с ними так безумно интересны все его работы.

черный лебедь

Даррен Аронофски и Натали Портман на съемках

То превращение, которое сотворила Портман для Аронофски воистину монументально. Фактически карьера Портман за последние 16 лет, прошедших со времен фильма «Леон», успела и взлететь, и скатиться в помойку, но, наблюдая за ее самоотдачей в «Черном лебеде» невозможно не поддаться искушению, чтобы встретить аплодисментами ее почти забытый талант.

Кстати, «Черный лебедь» по замыслу схож с прошлой картиной Аронофски «Рестлер», где блистал Микки Рурк. Там был не такой возвышающий антураж, вместо красоток балерин потные жирные мужики в трико, но уровень самоотверженности главных героев, готовых отдать себя целиком ради любимого дела, просто зашкаливает. Профессиональная самоотдача, доходящая до мазохизма — эта парочка достойна друг друга в лучших смыслах этой фразы. В западных СМИ пишут, что изначально Аронофски и вовсе подумывал снять фильм о любви рестлера и балерины, а уже потом решил разделить истории и снять своеобразную дилогию о двух людях, которые истязают себя в стремлении к самовыражению.

«Черный лебедь» отхватил наград на всех ведущих фестивалях мира, заполучил Оскара и Золотого глобуса для Натали Портман, но надо быть полной скотиной, если не сказать ни слова о Миле Кунис. Хотя бы потому, что эта актриса обладает самой сексуальной фамилией в мире кино… Мила Кунис очень красивая. Мила Кунис –  талантливая, а еще Мила Кунис родом из Украины, а над интимной сценой, где Кунис давала жару героине Портман пропотела вся мужская половина зрителей.

Так как же поступить с «Черным лебедем»? Ругать его невозможно, то есть можно, но совсем не хочется. Фильм обязательно рекомендуется к просмотру всем сознательным зрителям. Конечно, никто не станет ручаться, что этот фильм всем точно понравится, но посмотреть его нужно обязательно, потому что такие фильмы создают резонанс в прокате, это авторский взгляд. И даже, если вы не поклонник искусства Михаила Барышникова и Рудольфа Нуреева, но готовы почти на два часа довериться мрачному гению Даррена Аронофски, вы ни за что не пожалеете о потраченном времени. «Черный лебедь» — это событие в мире кино, явление в мире актерской игры и один из самых интересных фильмов 2010 года.

Андрей Капетский