О гениальном сценаристе Жан-Клоде Карьере

В мировом кинематографе найдется не так много людей масштаба Жан-Клода Карьера. И не так уж и важно, что даже для заправских киноманов это имя может стать открытием, потому что фильмы, поставленные по сценариям Жан-Клода Карьера известны всем и каждому. Карьер работал с Луисом Бунюэлем, Милошом Форманом, Жан-Люком Годаром, Луи Малем, Анджеем Вайда, Жаком Дере и многими другими. За свои сценарии он четырежды номинировался на премию «Оскар» и однажды становился лауреатом почетной награды, завоевывал Золотого льва в Каннах и главные призы в Венеции.

Жан-Клод Карьер родился 17 сентября 1931 года во Франции в семье виноделов. По первому образованию Жан-Клод историк, однако, настоящим профессионалом в этой области Карьер так и не стал, вскоре после получения степени магистра обратив свое внимание на литературу.

В 1957 году вышел первый роман молодого писателя под названием «Ящерица». К началу 1960-х Карьер написал первые работы для кино, после первых короткометражек, он добился успеха с выходом фильма «Вздыхатель», вышедшего в 1962 году, картина завоевала почетный диплом на ММКФ и была номинирована на главный приз Берлинале. Еще большего успеха Карьер достигает его режиссерский дебют, короткометражная лента «Счастливая годовщина» сходу завоевала премию «Оскар», а на молодого кинематографиста обратили внимание видные деятели культуры во всем мире.

Одним из них был Луис Бунюэль. Знаменитый режиссер высоко оценил талант Карьера и уже в 1964 году вышел фильм «Дневник горничной», поставленный Банюэлем по его сценарию. За роль в этой картине актриса Жанна Моро была награждена наградой на кинофестивале в Карловых Варах. А Жан-Клод Карьер стал не только постоянным соавтором, но и хорошим другом Бунюэля.

Много лет спустя в своих мемуарах Луис Бунюэль назовет Жан-Клода Карьера любимым автором, который был способен наиболее точно понять и затем изложить на бумаге замысел его будущего фильма. Их следующая совместная работа вышла в 1967 году и называлась «Дневная красавица», главную роль в картине исполнила молодая актриса Катрин Денев. Фильм пользовался безумной популярностью, завоевал Золотого льва в Венеции и укрепил творческий союз двух авторов.

Их третий фильм «Млечный путь» был поставлен в 1969 году, в нем рассказывалась трагикомическая история двух паломников, попадающих в сомнительные приключения. Показы картины сопровождал огромный скандал, общественность обвинила кинематографистов в оскорблении христианских ценностей, что, однако не помешало фильму завоевать приз на международном фестивале кино в Берлине.

Бунюэль с особой благодарностью описывал, как Жан-Клод написал сразу пять вариантов сценария фильма «Скромное обаяние буржуазии». Одна из наиболее известных лент Бунюэля принесла и режиссеру, и сценаристу огромный успех в Голливуде. В 1973 году фильм получил премию Киноакадемии как лучшая картина на иностранном языке, а работа Карьера была отмечена номинацией в категории «лучший оригинальный сценарий».

Следующие два фильма Бунюэля и Карьера вышли в 1974 и 1977 годах. И если первая картина «Призрак свободы» была воспринята публикой относительно спокойно, то провокационный фильм «Этот смутный объект желания», ставший последней работой великого испанского режиссера, подтвердил его статус одного из самых значительных кинематографистов двадцатого столетия. Сценарий был написан Жан-Клодом Карьером по роману Пьера Луиса «Женщина и паяц», картина рассказывала историю пожилого мужчины, страстно влюбленного в роковую красотку, которая в свою очередь, чувствуя свою власть, всячески издевается над престарелым поклонником..

На момент съемок Бунюэлю было 70 лет, но это не помешало ему поставить игриво-загадочное кино, исследующее женское существо и роль мужчины в ее жизни. Фильм был номинирован на две премии «Оскар» — лучший иностранный фильм и лучшая адаптация сценария.

Другим и не менее плодотворным союзом, стало сотрудничество Жан-Клода Карьера со знаменитым французским режиссером Жаком Дере. Именно по сценариям Карьера ,Дере поставил возможно свои лучшие фильмы «Бассейн» (1969) и «Борсалино» (1970).

Еще одного огромного успеха Карьер добился став автором сценария фильма «Жестяной барабан», поставленного Фолькером Шлёндорфом в 1977 году. Сценарий был написан Карьером на основе одноименного романа Гюнтера Грасса, впервые опубликованного в 1959 году. Фильм завоевал 12 наград и еще 1 номинацию на различных кинофестивалях. В 1979 году фильм Шлёндорфа завоевал Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, а в 1980 году «Жестяной барабан» получил премию «Оскар» как лучший иностранный фильм года.

В 1988 году Карьер адаптировал для экрана роман Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия», позднее поставленный Филипом Кауфманом, за эту работу сценарист снова был удостоен номинации на премию «Оскар». В дальнейшем Жан-Клод Карьер написал еще множество блестящих сценариев и завоевал немало наград. Именно по сценариям Карьера поставлены фильмы Милоша Формана «Отрыв» (1971), «Вальмон» (1979), «Призраки Гойи» (2006), картины Жан-Люка Годара «Спасай, кто может» (1980) и «Страсть» (1982). Жан-Клод Карьер стал автором более чем 150 экранизированных сценариев, многие из которых украшают золотую коллекцию мирового кинематографа, а его тонкие, порой язвительные исследования в кино и точное чувство своих персонажей позволяют не только преклоняться перед его талантом, но и называть Жан-Клода Карьера одним из выдающихся сценаристов в истории кино.

Андрей Капетский

Ссылки по теме: IMDB , Кинопоиск