Круглый стол «Кризис детского и семейного кино в России. Тупик или новый поворот?»

6 апреля 2016 года состоялся круглый стол на тему «Кризис детского и семейного кино в России. Тупик или новый поворот?». Инициатором дискуссии выступил продюсер, президент Международного фестиваля семейного кино «Вверх» Юрий Рязанов. Возможность выступить была представлена российским режиссерам, сценаристам, организаторам кинофестивалей, представителям киностудий. 

В рамках мероприятия был презентован проект Петиции в защиту детского и семейного кино в адрес правительства РФ.

Открывая дискуссию, Юрий Рязанов предложил выработать общие рекомендации по поддержке детского и семейного кино в России. Спикер предложил сделать упор на замещение в массовом прокате картин с западными ценностями. Ключевую роль, по мнению продюсера, в этом должно сыграть государство: «Как предприниматель, считаю, что есть чистая экономика, где бизнес регулируется свободным рынком, а есть отрасли, например, здравоохранение, образование, культура, которые нуждаются в поддержке государства. Детское кино — это очень тонкая материя, она требует повышенного внимания. Здесь государство обязано регулировать рынок, помогать и в прокате, и в производстве»

С жёсткой критикой в адрес структур, распределяющих финансовые средства на поддержку кино, выступил режиссер фильмов «Рябиновый вальс» и «Частное пионерское-2» Владимир Есинов. Он рассказал, что ситуация, сложившаяся сегодня в киноиндустрии, настолько плачевна, что вынудила его заняться собственным расследованием: «На последнем питчинге я увидел, что финансовую поддержку получило самое плохое, что есть». Однако, включить в выступление свой фильм «Убийцы детского кино» режиссеру так и не дали.

В полемику с Владимиром Есиновым вступила продюсер кинокомпании «Новые люди» Наталья Мокрицкая, обвинившая режиссера в необъективности мнения, собственной заинтересованности в громких расследованиях с целью получения финансовых средств на производство фильмов. При этом сама Наталья Мокрицкая поддержала организаторов в порыве изменить подходы государства по отношению к юношескому кино: «Юрий Рязанов абсолютно прав, петиция правильная. Нам необходимо разработать программу по тому, как вернуть былую славу детскому и семейному кино. У нас нет режиссеров, нет хороших сценариев»

В свою очередь, Елена Борисова, продюсер «Ленкино», пришла, чтобы поддержать представителей власти: «Хочу сказать в защиту Министерства культуры. Детское и семейное кино есть. На сегодняшний день очень мало, всего шесть фильмов в год, но все же есть. Какой-то хуже, какой-то лучше, но все это духовное кино»

При этом директор детского лагеря из Геленджика, Максим Чернышев, рассказал, что показывать детям нечего, всего-то несколько фильмов. И такая ситуация повторяется из года в год. За круглым столом неоднократно звучало — даже добрые, качественные картины не доходят до юного зрителя: прокатчики не особо жалуют отечественные картины, а «на выходе» они не окупаются.

Александр Герасимов, генеральный директор холдинга «Мастер-фильм», объяснил причину провального проката многих детских и семейных фильмов. Во-первых, по мнению эксперта, отечественная продукция не может конкурировать с голливудским шоу, а во-вторых, российские создатели не могут адаптироваться под современную реальность: «Анимация и детское кино — казалось бы, близкие вещи. Но анимация все-таки универсальная, а наше детское кино — нет. Наверное, это связано с менталитетом создателей, авторов и актеров. В анимации с этим проще»

Программный директор Международного фестиваля детского и семейного кино «Ноль Плюс» Алена Сычева назвала ряд картин для детской аудитории, произведенных в течение последних лет: «Детское кино у нас сейчас есть, остается надеется, что количество перерастет в качество». Она озвучила две неприятные тенденции, существующие в кинематографическом сообществе и проявленные в рамках круглого стола: одни очень печалятся, что остались без финансовой поддержки Министерства культуры, и потому негодуют. Они ругают как экспертный совет, так и создателей, получивших деньги и их работу (правда, как только эти недовольные окажутся в числе получателей поддержки, они тут же перестанут возмущаться низким уровнем современного детского кино). Другие – просто ругают более или менее удачные попытки разных кинематографистов по созданию фильмов для детей и юношества, осуждают промахи, клеймят неудачи, создавая мрачную картину современного кино. По мнению спикера необходимо оставить склоки и объединиться: наметить цели, разработать пути решения задач и, вероятно, отразить свои предложения и просьбы в петиции.

Участники встречи говорили, что было бы хорошо вместе с производством фильмов финансировать и рекламную кампанию по продвижению отечественного кино, показывать рекламные ролики на центральных телеканалах, обязать переоснащенные за счет государства сельские киноклубы и кинотеатры малых городов показывать детское кино, ввести возрастное ограничение для фильмов 14+ (помимо 6+ и 12+). Прозвучало мнение о необходимости формирования методики, по которой утверждаются сценарии, финансируемые за счет государства, а также включения в экспертные комиссии по отбору картин для детей педагогических кадров.