«Чужие письма» (1975)

Психологическая драма Ильи Авербаха. Фильм рассказывает о молодой учительнице Вере Ивановне, которая решает помочь своей ученице из неблагополучной семьи Зине Бегунковой и поселяет ее у себя дома, всячески стараясь развить во вздорной девушке лучшие человеческие качества. Зина кажется рада такому повороту, но теперь решает, что может вмешиваться в жизнь радушного педагога.

Режиссер

Илья Авербах

В главных ролях

Ирина Купченко, Светлана Смирнова, Сергей Коваленков, Зинаида Шарко, Олег Янковский

Интересные факты

Первоначально Илья Авербах хотел снимать в роли Зины Бегунковой непрофессиональную актрису и даже давал объявление на ленинградском радио, в котором рассказывал об открытом кастинге в новый фильм. Несмотря на то, что кандидаток было очень много, подходящую актрису Авербаху найти не удавалось. Через некоторое время на роль учительницы Веры Ивановны была утверждена Ирина Купченко, которой в пару для репетиций требовалась актриса, читающая текст Зины. Авербах, повстречав в коридоре Ленфильма блуждающую по своим делам девушку, предложил ей почитать для Купченко роль Зины, и та ответила согласием. Этой девушкой оказалась студентка 2 курса Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Светлана Смирнова. Когда она начала читать свой текст, Авербах неожиданно понял, что Светлана идеально подходит на эту роль, и тут же предложил ей сниматься в фильме.

"Чужие письма", 1975

«Чужие письма», 1975

Режиссер Илья Авербах поставил всего три картины по сценариям своей жены Натальи Рязанцевой. Фильм «Чужие письма» стал их второй совместной работой, ранее в 1967 году вышел фильм «Личная жизнь Кузяева Валентина», а в 1982 году Авербах поставил по сценарию Рязанцевой драму «Голос».

Для Сергея Коваленкова роль Игоря в фильме «Чужие письма» стала единственной работой в кино.

В 1975 году фильм посмотрели 10,6 миллионов зрителей.

Награды
В 1976 году фильм «Чужие письма» завоевал специальный приз жюри международного кинофестиваля в Неаполе. Актриса Светлана Смирнова в тому же году получила приз редакции «Советский экран» за лучший актерский дебют. В 1980 драма Ильи Авербаха была награждена главным призом журнала «Золотая богиня Ника» на кинофестивале в Салониках.
«Чужие письма» (1975) смотреть онлайн 

Режиссер Илья Авербах о фильме «Чужие письма»

— Что вас огорчает?

— Столь многое, что описать невозможно. Больше всего — в самом широком смысле — стена полного непонимания. Эта стена стоит между героинями фильма «Чужие письма»: одна из них ученица, другая — ее учительница. Нельзя сказать, что это конфликт юности и зрелости, поиска и знания, как может показаться из краткого описания. Здесь все гораздо сложнее. В стенах обыкновенной малогабаритной квартиры происходит драматическое столкновение двух личностей: напористой, уверенной в своей правоте, не знающей сомнений и упреков совести Зинки и всепонимающей, деликатной, готовой к самопожертвованию, интеллигентной Веры. У тех, кто смотрит фильм в юные годы, болевые точки соприкосновения с героиней Ирины Смирновой. С возрастом повышается интерес к позиции героини Ирины Купченко. Но неизменно этот поединок, навязанный 16-летней максималисткой 30-летней интеллигентной женщине, вызывает искреннее соучастие зрителей.

По материалам: КВО Крупный план

Актриса Ирина Купченко о фильме «Чужие письма»

— До картины «Чужие письма» мы с Ильей не были знакомы, но, конечно, я видела его фильмы. В то время Авербах очень выделялся на общем кинематографическом фоне. Как истинному петербуржцу ему были присущи качества, составляющие такое понятие, как «петербургский интеллигент»: прекрасно образованный, культурный, изысканный, тонко чувствующий психологические нюансы и очень деликатный в общении. Сценарий к фильму написала его жена, Наташа Рязанцева. Эта супружеская пара олицетворяла собой старый Петербург, и в то же время они были молоды и в видении многих нравственных проблем, в умении решить их средствами кино опережали свое время. Это необычное сочетание чувствуется в картине. Ведь, если вдуматься, то вопрос, хорошо ли читать чужие письма — это вопрос литературы XIX столетия! В наши дни о таких мелочах всерьез никто не задумывается, да и в 70-е годы тема выглядела несколько старомодной. Никто представить себе не мог, что лента вызовет такой зрительский интерес. И сейчас фильм, созданный почти тридцать лет назад, нисколько не устарел. Весной я ездила с «Чужими письмами» в Лос-Анджелес, на дни русской культуры. Меня поразило, насколько актуальна эта картина и какой живой отклик она получает…

— В чем, на ваш взгляд, секрет популярности «Чужих писем»?

— Мне кажется, в кино мало кому удавалось так умно, тонко и верно отразить суть взаимоотношений взрослых и подростков — без морализаторства, без ложного пафоса. Ведь, что бы мы ни говорили детям, сами по себе слова не оказывают на них никакого воздействия. Для того, чтобы чему-то научить, нужно самому быть примером. Если в бессовестной Зиночке в конце концов проснулось что-то человеческое, то не потому, что ей говорили правильные слова, а потому что рядом был глубоко порядочный человек, моя героиня — молодая учительница, которая своей жизнью, своим поведением показывала, как нужно жить, кем должно быть.

"Чужие письма", 1975

«Чужие письма», 1975

— По воспоминаниям друзей и близких, в жизни Илья Александрович Авербах был азартной, артистической натурой. Каким он был в работе?

— Я мало общалась с ним вне съемок, но это действительно был светский человек: красивый, элегантный, нравящийся женщинам и сам легко увлекающийся. Удивительно, что ему вдруг захотелось сделать фильм о двух провинциальных учительницах и девочке-подростке. Что касается картины, то работалось с ним легко: он никогда не диктовал свою волю, но умел задать нужную тональность, создать необходимую атмосферу на съемочной площадке.

Илья в свое время получил медицинское образование, и, возможно, поэтому в его работе не было режиссерских поведенческих штампов: он ничего не показывал актерам — просто не умел этого делать, не разбирал роль скрупулезно, шаг за шагом, следуя за сценарием, не препарировал характер персонажа. Он как бы наговаривал содержание — не конкретных сцен, а всего происходящего в целом, — раскрывал истинный смысл, ради которого все затевалось. По своему опыту могу сказать, что это очень ценное качество: когда актер таким образом подготовлен и настроен, ему уже не нужно объяснять, как сыграть тот или иной эпизод, все происходит естественно с первого раза, само собой.

— После «Чужих писем» вы стали поистине народной актрисой…

— Не совсем так. Меня начали узнавать после выхода на экраны фильма «Звезда пленительного счастья». Но отчасти вы правы. Как у каждого актера, у меня есть своя публика, и она любит меня именно за эту картину

Ссылки по теме

Кинопоиск