Мистер Дэвид Уорк Гриффит (D.W. Griffith)

Дэвид Уорк Гриффит был одним из главных кинематографистов Великого немого периода в американском кино. Нетерпимый расист, ловкий коммерсант, в то же время талантливый смелый автор, режиссер-новатор, он был символом успеха и лицом искусства кинематографа, но сумел все потерять. Re-Movie вспоминает человека, которого называли Папой и Королем кино. 

Дэвид Уорк Гриффит родился в Крествуде, близ Ла Гранда (графство Олдхэм — Кентукки) 22 января 1875 года. Его отец, происходивший из зажиточной семьи, принимал участие в войне между Севером и Югом на стороне южан (отец Дэвида Гриффита был полковником армии конфедератов). После победы северян он был совершенно разорен. Семья находилась в столь бедственном положении, что фактически существовала только на скромное жалованье старшей сестры Гриффита, работавшей учительницей.

Гриффит не получил систематического образования. Ему пришлось довольно рано начать самостоятельную жизнь и перепробовать немало профессий, от посыльного до редактора провинциальной газеты. В дальнейшем он перешел на работу в театр, и к тому моменту, когда кинематография начала бурно развиваться, Гриффит выступал как актер на характерных ролях, получая весьма скромный оклад. В период летнего затишья в 1908 году он решил в поисках заработка обратиться на одну из киностудий.

Вместе со своей женой актрисой Линдой Арвидсон он начал сниматься в компании «Байограф». Первая его роль – мужественный горец в фильме «Спасенный из орлиного гнезда» режиссера Эдвина Портера. Однако плата за съемки (5 долларов в день), установленная тогда для всех разовых актеров, не устраивала Гриффита. Обладая литературными способностями, он начинает писать сценарии, которые продает той же компании по 15-20 долларов за сюжет. В том же году он получает предложение поставить маленький фильм, заменив заболевшего режиссера Мака Китчена. С этого момента и начинается режиссерская деятельность Гриффита.

Дэвид Уорк Гриффит

Дэвид Уорк Гриффит

Первый фильм, который он поставил, назывался «Приключение Долли». Учитывая, что в те годы на студии «Байограф» выпускали 3-4 фильма в неделю, у Гриффита сразу оказалось широкое поле деятельности. Кроме него на студии работали еще только два режиссера. Следовательно, Гриффит должен был делать примерно один фильм в неделю.

После того как фирма «Байограф» в 1909 году вошла в созданное Томасом Эдисоном объединение крупнейших предпринимателей Компанию кинопатентов, ее деятельность активизировалась, и Гриффиту пришлось работать с еще большей нагрузкой. Вскоре он становится главным режиссером Компании и получает высокую по тогдашнему времени заработную плату – 150-200 долларов в месяц. Вряд ли Гриффит думал, что всего через 5-6 лет он достигнет такого положения, когда сам сожжет ставить на свои личные средства фильмы стоимостью в сотни тысяч долларов.

Первые годы работы в фирме «Байограф» были периодом накопления опыта. Гриффит не только учился сам, но и экспериментировал. По сравнению с теми творческими работниками, которые до него работали в этой фирме, он был человеком широкого кругозора, значительно более культурным и несомненно творчески более одаренным многих.

Широко используя произведения классиков европейской, русской и американской литературы – Шекспира, Золя, Мопассана, Толстого и др., — Гриффит не мог перенести на экран полностью содержание их романов, трагедий и пьес (по правилам, установленным в Компании кинопатентов, максимальная длина фильмов не должна была превышать двух частей – 600 м.).

Но даже в сокращенных вариантах фильмы, поставленные Гриффитом по литературным источникам, отличались стремлением сохранить в них основные мысли и идеи автора, правдиво передать образы действующих лиц.

Первостепенное значение Гриффит всегда придавал актерам, которых подбирал с особой тщательностью. У него начинали свой путь в кино Мэри Пикфорд, Бланш Суит, Роберт Харон, Дуглас Фербенкс и многие другие.

Дэвид Уорк Гриффит

Мэри Пикфорд, Дэвид Гриффит, Чарли Чаплин и Дуглас Фэрбенкс

Характерной чертой Гриффита была неустанная экспериментаторская деятельность. Его фантазия была неистощимой. Естественно многие приемы он заимствовал из европейской кинематографии, но всегда творческих их переосмысливал.

К сожаленью, из большого количества фильмов, созданных Гриффитом за период с 1908 по 1914 г. (более трехсот), до нашего времени сохранились только немногие.

Творческие эксперименты Гриффита чаще всего встречали противодействие со стороны руководителей фирмы «Байограф». Нет ничего удивительного, что при первом удобном случае он разорвал свой договор и примкнул к независимым студиям, которые в то время начинали осваивать территории штата Калифорния, находившимся достаточно далеко от крупнейших киностудий США, располагавшихся в Нью-Йорке. Произошло это после того, как Гриффит поставил фильм «Юдифъ из Вифлиема» в четырех частях и нарушил таким образом установившийся стандарт.

Частичный провал фильма, вероятно, и привел к разрыву между Гриффитом и «Байограф». Он перешел в фирму «Маджестик», где некоторое время работал художественным руководителем. К этому периоду относятся его фильмы: «Родина, милая родина», «Совесть-мстительница», «Изгнанник».

Наконец нашедший творческую самостоятельность Дэвид Гриффит в поисках сюжета для нового фильма остановил свой выбор на книге Томаса Диксона «Человек клана», имевший характерный подзаголовок – «Исторический роман о ку-клукс-клане».

Дэвид Гриффит

Дэвид Гриффит с Дороти и Лилиан Гиш

Действие романа происходило в период междоусобной войны за освобождение чернокожих. Книга была написана священником Т. Диксоном с позиций самого неистового расизма. Так или иначе, Гриффит, сын офицера южной армии с детских лет привык к рассказам отца о героизме южан и «низости» чернокожих, набравшихся «наглости» бороться за свое освобождение. Очевидно потому он и выбрал роман Диксона, найдя в нем отголоски настроений, знакомых ему с детства.

В окончательном варианте сценария, над которым Гриффит работал совместно с Ф. Вудом насчитывал 12 частей, неслыханный объем по тем временам.

В фильме «Рождение нации» снимались все крупнейшие актеры школы Гриффита: Мэй Марш, Лилиан Гиш, Роберт Харон, Генри Уолтхолл, Мериэм Купер и другие. В массовых сценах участвовало до 1000 человек. Гриффит прорабатывал с операторами каждый эпизод, выходи в мельчайшие детали постановки; костюмы, мебель, эскизы декораций – все создавалось при его участии.

Свою личную антипатию к чернокожим Гриффит не скрывал. Их роли в фильме исполняли белые артисты, которых попросту гримировали.

В декабре 1914 года, когда фильм был закончен и показан автору романа Т. Диксону. Растроганный священник заявил после просмотра фильма, что он потрясен, и предложил вместо старого названия «Человек клана» новое – «Рождение нации».

С февраля 1915 года началась широкая демонстрация фильма. Интерес к нему был большой. Однако вскоре появились статьи и рецензии, авторы которых обвиняли Гриффита в расизме и разжигании низменных инстинктов. В ряде штатов с преобладающим процентом темнокожего населения во время демонстрации фильма были устроены обструкции. В противовес им реакционные организации, связанные с ку-клукс-кланом, подняли фильм на щит как высшее достижение американского киноискусства.

В ответ на все нападки, Гриффит опубликовал памфлет «Подъем и упадок свободы слова в Америке», защищая в нем право творческого человека, высказывать точку зрения в произведении искусства.

Дэвид Гриффит

Дэвид Гриффит и United Artists

Поднятая вокруг фильма «Рождение нации» шумиха привлекла к нему большое внимание, в короткий срок фильм, окупив все расходы на постановку, стал приносить чистую прибыль, а Гриффит, работавший теперь на себя, получил около миллиона долларов.

Финансовый успех «Рождения нации» определил дальнейшую судьбу полнометражных фильмов. Владельцы киностудий поняли, что период короткометражек окончился, и переключились на постановку полнометражных фильмов.

Характерно, что фильм «Рождение нации» на протяжении последующих лет не раз появлялся на экранах. Американская реакция использовала его для подогревания расистских настроений. С приходом звукового кино он был озвучен и снова выпущен на экраны.

Шум поднятый вокруг фильма «Рождение нации», не прошел бесследно для Гриффита, оскорбленный нападками критиков он возможно в глубине души осознавал, что совершил ошибку. И следующий его фильм «Нетерпимость» должен был укрепить его авторитет художника-гуманиста.

Сценарий фильма «Нетерпимость» Дэвид Гриффит написал сам, вернее сделал наброски отдельных сцен и эпизодов, которые в процессе съемок уточнялись и детализировались.

«Нетерпимость» — драма сравнений». Такое название дал автор своему произведению, призванному обличить деспотизм и несправедливость в любой форме и во всех эпохи. Четыре эпизода составляли гигантское целое: падение Вавилона, путь на Голгофу, Варфоломеевская ночь и история из современной жизни под названием «Мать и закон». Новеллы связывались в единое целое образом женщины (Лилиан Гиш), укачивающей ребенка, и строками Уолта Уитмена: «Бесконечно качается колыбель… Соединяющая настоящее и будущее».

Первоначально у Гриффита был гигантский замысел – поставит фильм в 80 частях и выпускать его сериями, но для осуществления этого замысла он не нашел ни одного финансиста. В конечном итоге фильм получился в 14 частях, что было по тем временам также необычайным явлением.

Дэвид Уорк Гриффит

Гриффит (справа) на съемках своего фильма

В 1916 году на бульваре Сансет в Голливуде началась постройка гигантских декораций Вавилона, средневекового Парижа и Иерусалима. Когда приступили к съемкам, расходы перевалили за полмиллиона долларов. Это испугало компаньонов, и Гриффиту пришлось вложить в постановку все свои личные средства и сделать большой заем. Окончательная стоимость фильма составила около двух миллионов долларов.

В США не знали подобного, и все с нетерпением ожидали появления фильма, как некоего чуда. Но фильм «Нетерпимость» не оправдав надежд, неожиданно провалился в прокате, а Дэвиду Гриффиту пришлось несколько лет расплачиваться за долги по этой постановке.

Неподготовленной к столь сложному действу публике было сложно разобраться в сложной структуре фильма. Все четыре эпохи шли в едином потоке параллельно друг другу. В финале, например, Христа веду на Голгофу; влюбленная в Валтасара девушка спешит предупредить его об измене жрецов; гугенот спасает свою возлюбленную; жена рабочего мчится на автомобиле с приказом губернатора о помиловании ее мужа.

Фильм «Нетерпимость» заканчивался апофеозом, призывающим к миру и благоденствию. Это обстоятельство в дальнейшем сыграло решающую роль в обвинениях, выдвинутых прессой по поводу пацифистского характера фильма. После вступления США в войну он сошел с экранов как противоречащий политическому курсу правительства.

Для своего времени фильм «Нетерпимость» был новаторской картиной, опередившей по многим показателям дух времени. Богатство творческих находок этого фильма будет потом долгие годы питать творческую практику учеников и последователей Дэвида Гриффита.

Гриффит неоднократно прибегал к повторению однажды найденных приемов. В погоне за заработком, он делал одну за другой типичные мелодрамы, для того, чтобы расплатиться с долгами по постановке «Нетерпимости». Изредка ему удавалось блеснуть прежним мастерством, например, в фильмах «Сломанные побеги» (1919) и «Путь на восток» (1920).

В 1923 году Гриффит поставил приключенческую комедию «Волнующая ночь», в которой впервые, по словам французского кинорежиссера Марселя Карне, криминальная интрига строилась не на погонях, а на соучастии зрителя в расследовании. Этот фильм был, пожалуй одним из последних картин Гриффита, где можно было обнаружить следы его таланта.

В 1925 году Гриффит уже не являлся продюсером своих фильмов, он стал одним из многих рядовых режиссеров студии «Парамаунт», и его работа подвергалась общему для всех контролю и ограничениям. Отступив от своих принципов, Гриффит оказался сломленным, последовал целый ряд творческих неудач «Фанфары любви» (1928), «Битва полов» (1929) и др. Последний режиссерский фильм Дэвида Гриффита «Борьба» вышел в 1931 году. К началу звукового периода в кинематографе Дэвид Гриффит как режиссер исчерпал себя, и ни одна студия не доверяла ему постановку фильмов.

В 1936 году Гриффиту присудили почетную премию Оскар за «вклад в развитие искусства кино». А после этого о Гриффите почти не вспоминали. Дэвид Уорк Гриффит, один из главных режиссеров Великого Немого скончался 21 июля 1948 года в Голливуде.

По материалам книги С. Комарова «История зарубежного кино»