ЖОРЖ МЕЛЬЕС – СОЗДАТЕЛЬ ЗРЕЛИЩА В КИНО

«Я родился с душой артиста, одаренного ловкостью рук, изворотливостью ума и врожденным актерским талантом. Я был одновременно и умственным и физическим работником». Такими словами описывал себя Жорж Мельес, один из основоположников кинематографа. Человек, творчество которого представляет собой целую эпоху в еще только зарождавшемся мире кино. Андрей Капетский рассказал Re-Movie о жизни и  творчестве великого французского волшебника. 

Жорж Мельес (1861 — 1938) получил техническое образование, но еще с юных лет испытывал особое влечение к искусству. Он был неплохим рисовальщиком и забросив основную специальность работал карикатуристом в газетах и журналах. Затем он стал театральным декоратором и, наконец, режиссером и актером. В период первых люмьеровских киносеансов он возглавлял театр Робера Удена, мастера иллюзий и волшебных превращений. Мельес и сам был фокусником, и некоторое время занимал пост председателя общества иллюзионистов.

В кинематографе Мельес увидел сначала лишь средство дополнять и разнообразить свой театральный репертуар. Фильм был одним из номеров развлекательной программы. Вскоре, однако, он всерьез заинтересовался волшебным аппаратом, запечатлевающим сцены из повседневной жизни. Обратившись к Люмьерам с просьбой продать ему киноаппарат, Мельеса, как и других начинающих кинематографистов ждал отказ, но это обстоятельство не обескуражило его. Узнав, что аналогичные аппараты продаются в Англии, он покупает там киносъемочную камеру и в 1896 году начинает снимать фильмы, будучи одновременно оператором и режиссером.

Жорж Мельес

Жорж Мельес на съемках

Однажды, производя съемку уличного движения, Мельес был вынужден приостановить ее на несколько секунд из-за неисправности аппарата. После короткой паузы он продолжил работу. Когда же он проявил негатив, вырезал кусок засвеченной пленки и отпечатал позитив, то при просмотре обнаружил необычайное явление: как по мановению волшебного жезла проезжавший по площади омнибус превратился в похоронный катафалк, мужчины превратились в женщин и т.д. Мельес сообразил, что к моменту, когда он начал вновь снимать, месторасположение транспорта и пешеходов изменилось. Так кусок засвеченной пленки был вырезан и кадры изображения склеены друг с другом, Ж. Мельесу удалось получить эффектный трюк – «стоп — камера». Так был открыт прием, позволяющий производить любую замену в снимаемом объекте, используя остановку аппарата. Начало трюковым съемкам было положено.

Так же случайно, как и прием «стоп — камера» им были открыты замедленная и ускоренная съемки. Позднее стали применяться затемнения и наплывы , съемки на черном бархате и т.д. Прием обратной съемки был открыт еще раньше братьями Люмьер.

Все больше увлекаясь кинематографом,  Мельес в 1897 г. построил на своей даче в предместье Парижа Монтрейле стеклянный павильон размером 7 х 17 м и оборудовал его необходимой для трюковых съемок техникой – люками, подъемниками, тележками для наездов и отъездов съемочной камеры, черными бархатными фонами и т.д.

Жорж Мельес первый делает попытку перейти от черно-белого кино к цветному, применяя метод раскраски фильмов кисточкой от руки, кадр за кадром, в зеленый, желтый, красный и голубой цвета. В то время длинна фильмов не превышала 15- 20 метров и этот весьма кропотливый способ оправдывал себя, особенно при производстве всевозможных волшебных сказок, которые стали основной специальностью студии Мельеса.

Жорж Мельес

Жорж Мельес

В 1897 г. студией были выпущены «Кабинет Мефистофеля», «Фауст и Маргарита» и сделана первая попытка снять певца Полюса синхронно, записав его голос на валик фонографа. Однако этот опыт оказался неудачным.

Период с 1900 по 1905 г. был наиболее плодотворным для  Мельеса. Он поставил свои лучшие фантастические фильмы: «Человек — оркестр», «Человек с резиновой головой», «Путешествие на луну», «Путешествие через невозможное» и «20 тысяч лье под водой».

Фильмы Мельеса отличаются необыкновенной выдумкой как в выборе тем, так и в богатстве и разнообразии технических решений; в них причудливо сочетаются плохой вкус, вульгарный комизм с примитивным, но разоружающим своей искренностью очарованием, присущим художникам – самоучкам, творчество которых вдохновляется фольклором больших городов.

То, что сделал Мельес за многолетний период своей работы в кино (особенно в первые годы ХХ века), было огромным скачком вперед. Мельес не без оснований хвастался в предисловии к американскому каталогу своих фильмов в 1903 году, что он нашел решение, которое помогло кинематографу преодолеть грозивший ему кризис. Рецепт состоял в игровой инсценировке с использованием заранее продуманного актерами сюжета. Другими словами – задуманное и поставленное кинозрелище.

Жорж Мельес

Жорж Мельес

В 1902 году Мельес создает фирму «Старфильм». Казалось, что его успеху ничто не угрожает, но, как и многие другие из пионеров кино, Ж. Мельес слишком рано почил на лаврах, он не совершенствует своих приемов и незаметно начинает отставать. Фильмы Мельеса вызвали волну подражаний, а иногда и просто копирования его лент. Скоро секреты производства, которыми он владел, уже ни для кого не являлись тайной.

Незаметно маг и волшебник Жорж Мельес отходит на второй план. Он был художником, а не дельцом. Он угадал многие из технических возможностей кино, но явно недооценил перспективы его развития. Использовав в кинематографе опыт, накопленный в театре «Роббер Уден», Мельес замкнулся в театральных декорациях и упорно не хотел снимать на натуре, ограничивая этим свои возможности. Он до такой степени находился во власти театральных условностей, что многие из своих коротких лент начинал поклоном публике и таким же поклоном заканчивал выступление. Зрители не могли и не хотели довольствоваться только жанром феерий и инсценировок. Реальная жизнь, окружающая их, была значительно интереснее мира детских сказок, над постановками которых трудился Мельес.

В 1909 году Жорж Мельес должен был отказаться от своей самостоятельности и начал работать для фирмы «Братья Пате».

Творческая деятельность  Мельеса сочеталась с большой общественной и организационной работой. Он был первым президентом французского кинематографического синдиката, председателем первых международных кинематографических конгрессов и т.д. Ему кинематография обязана введением стандартных перфораций на кинопленке.

Деятельность студии Мельеса, на которой он снял по разным мнениям от 400 до 500 фильмов, прекратилась в годы первой мировой войны. Но не только война помешала его плодотворной работе, к этому времени Мельес изжил себя и творчески. Он был разорен и только много лет спустя, в день сорокалетия киноискусства, один журналист случайно узнал в продавце игрушек, крупнейшего кинодеятеля прошлого. Имя Жоржа Мельеса, несправедливо забытое прежде, по праву вошло в историю кино наравне с именами других пионеров нового искусства.

Андрей Капетский 

На основе работ профессора Комарова С. В. «История зарубежного кино» и Ежи Теплица «История киноискусства 1895 – 1927»

«Путешествие на Луну» (реж. Жорж Мельес, 1902)