Мишель Гондри о создании фильма «Наука сна» (La science des rêves, 2006)

«Всё началось несколько лет назад, когда я снял видеоклип для группы “Foo Fighters”, в котором двое молодых людей обменивались снами, пытаясь понять, как сны могут взаимодействовать друг с другом. Из этой идеи я вырастил историю о том, как сны влияют на отношения между двумя людьми, а отношения – на сны.» Интервью режиссера Мишеля Гондри о создании фильма «Наука сна».

Сюжет

Романтическая фэнтези-комедия. Стефан – замкнутый и застенчивый молодой человек, видящий невероятно изобретательные, причудливые и тревожные сны, то и дело угрожающие прорваться в реальную жизнь. По просьбе матери, Стефан возвращается во Францию – в дом, где прошло его детство.

В главных ролях

Гаэль Гарсиа Берналь, Шарлотта Генсбур, Ален Шаба, Миу-Миу.

Кадры из фильма
Режиссер Мишель Гондри о фильме «Наука сна»

Что вдохновило Вас на создание «Науки сна»?

Всё началось несколько лет назад, когда я снял видеоклип для группы “Foo Fighters”, в котором двое молодых людей обменивались снами, пытаясь понять, как сны могут взаимодействовать друг с другом. Из этой идеи я вырастил историю о том, как сны влияют на отношения между двумя людьми, а отношения – на сны.

Как Гаэль Гарсиа Берналь попал в Ваш проект?

Нас познакомил общий друг. Мне показалось, что в нём есть главные качества, которые я искал. Персонаж Стефана – в каком-то роде моё alter ego. Поначалу я беспокоился, потому что Гаэль очень красив и жизнерадостен. Я решил, что люди подумают: таким я вижу себя. Но он очень, очень хороший актёр, поэтому мы смогли побороть эту проблему.

Давайте поговорим об актёрах. Каково было работать с таким составом? Гаэль? Шарлотта Гансбур? Ален Шаба?

Великолепно. Гаэль пришёл к нам с множеством идей и предложений. Шарлотта играла в очень достоверной манере: я получал от неё всё, чего только ни просил. Часть моей работы – найти подход к каждому актёру и получить от каждого максимум того, на что он способен. Нам не приходилось тратить много времени на репетиции, у нас был плотный график съёмок – и, несмотря на это, между нами быстро сложились хорошие отношения.

На какую камеру снимался фильм? И сколько длились съёмки?

Мы снимали на 35-миллиметровую плёнку. Съёмки длились семь недель. Анимационные фрагменты снов были сделаны за два с половиной месяца тяжёлой работы в моём родном доме в Виллемане, в горах. Это было за полгода до начала основных съёмок.

«Наука сна», 2006

Мишель Гондри на съемках фильма «Наука сна», 2006

В фильме использованы волшебные и странные спецэффекты, как будто сделанные вручную. Вы снимали их на плёнку или при помощи цифровых технологий?

На плёнку, кадр за кадром. Когда обычный съёмочный день заканчивался, мы приносили специальную камеру для анимационной съёмки и снимали движущиеся предметы при том же свете. Возможно, с точки зрения производства это не самый эффективный метод, но иначе не добиться такого «рукотворного» эффекта. Мы первыми использовали новую плёнку от «Фуджи». Они назвали её «Этерна», и я подозреваю, что они имели в виду при этом мой предпоследний фильм. Хотя не подумайте, что я нагло хвастаюсь.

Почему для Вас было так важно, чтобы действие фильма происходило в Париже?

Мы снимали в том самом здании, где я жил когда-то вместе со своим сыном и его матерью. Они до сих пор живут там – двумя этажами выше. Для меня это место дорого ещё и тем, что то был последний раз, когда моя работа не была связана с кино. Я занимался тогда как раз чем-то вроде разработки дизайна календарей. Кроме того, мне не хотелось тратить время, изучая жизнь в Нью-Йорке или где бы то ни было; мне хотелось как можно быстрее перейти к любовной истории между двумя героями.

Как отразился в работе над «Наукой сна» Ваш опыт работы над «Вечным сиянием чистого разума» или над музыкальными видеоклипами?

Я всегда берусь за те проекты, итог которых неочевиден. Мне нужен элемент неожиданности, чтобы сохранить интерес к тому, что я делаю. Думаю, это у меня осталось с тех пор, когда я занимался анимацией: там ты снимаешь отдельно каждый кадр и не знаешь, что получится, покуда тебе не принесут плёнку из лаборатории. Я всегда стараюсь попасть туда, где ещё никогда не бывал. Испытываю новую технику, новые способы общения с актёрами и новые методы рассказа истории. В этом фильме я пытался как можно глубже залезть в определённую часть своего сознания. Это – ключ к каждому аспекту фильма.

Что, как Вы думаете, вынесет публика из Вашего фильма?

Я надеюсь, им будет очень жаль меня, потому что мне так не везёт с девушками. Не в фильме, конечно, а в реальной жизни. Надеюсь, многие девушки предложат мне свою помощь в преодолении неприятных воспоминаний… Если серьёзно, сейчас у меня всё в порядке. Я надеюсь, что людям понравится, что их привлечёт эта история. Надеюсь, им захочется, придя домой, достать ножницы и картонную коробку и состряпать собственную историю.

Что для Вас значил показ «Науки сна» на фестивале в Санденсе?

Это значило, что я немедленно должен был обзвонить всех актёров со словами: «Ура, мы едем в Санденс!». Мне кажется, это – очень хорошее начало жизни для нашего фильма. Возможно, даже самое лучшее. Его покажут той аудитории, которая оценит его по достоинству.

2006 год

Ссылки по теме: Кинопоиск, Он-лайн Просмотр