О фильме «Молот ведьм» (1969)

Чехословацкий фильм про процесс инквизиции, поставленный в полудокументальной манере. 

Разбирать фильм «Молот ведьм» — это все равно что пытаться рецензировать историю духовенства. Мрачную и часто кровавую, наполненную несправедливостью и абсолютной бесчеловечностью на многих этапах своего существования.

В этом смысле фильм Отакара Вавры «Молот ведьм», между прочим названный так в честь настольной книги инквизиторов XV века, совершенно точно фильм документальный с использованием постановочных сцен. Недаром с первых титров можно узнать, что сценарий фильма был написал на основе реальных допросов людей, которые в далеком прошлом были обвинены в колдовстве.

В картине рассказывается о продажном необразованном и похотливом инквизиторе, который удовлетворяя собственные до конца не понятные зрителю цели, как может издевается над разными людьми, пытками добывает от них признания в колдовстве, а затем казнит их. В перерывах между очередными судебными процессами он конфискует в свою пользу имущество жертв, а также пьет и веселится.

Все это действо показано с потрясающей для 1969 года достоверностью, пытки и страдания выглядят пугающе, а талантливые актеры добавляют необходимого трагизма, однако фильм «Молот ведьм» оставляет исключительно противоречивые чувства.

Первое из них — это потрясение от стиля постановки. Фильм убедителен. Он документален, режиссер воссоздает драму суда инквизиции изнутри, многие сцены наполнены натурализмом или поставлены с некоторым эффектом подглядывания. Каждый новый эпизод, а по сути новое судебное дело, открывается мрачными цитатами монаха-доминиканца из книги «Молот ведьм», в которой описывались детали обнаружения колдунов и процедура доказательства их вины. Впечатление реализма происходящего настолько увлекает и держит в напряжении, что почти получается избавиться от второго чувства, которое связано с негодованием.

Молот ведьм

Режиссер Отакар Вавра на съемках

Это чувство вызывает множество вопросов к драматургии фильма, к его общей идее и теме. Больше всего фильм «Молот ведьм» походит на некий заговор команды ярых атеистов, которое всячески доказывают, как обманчив мир служителей церкви, сколько крови невинных жертв было пролито из-за их алчности и жестокости. Никакой справедливости в этом мире нет, а Бог никого не спасет.

Антагонистами в сюжете являются два героя, один из которых популярный у людей дьякон, он прогрессивен, умен и добросердечен. Другой, его полная противоположность, но именно за его спиной сила суда инквизиции и вся полнота власти. Никакого драматического столкновения интересов между героями не происходит — один вяло пытается защищать людей от другого, а второй сопротивляется, а также злится на его высокомерие, что тот считает себя лучше. Но этого категорически мало, ни один из персонажей не раскрывается в фильме, герои не показаны в развитии, они утрированы до уровня хороший и плохой, и лишь в этом есть их противостояние.

Герои фильма существенно не выделяются из массовки, их главенство в фильме можно выделить лишь за счет увеличенного экранного времени. Любовная линия дьякона с кухаркой показана вскользь, совершенно незаметным остается реакция обычных людей на массовые расправы над их соседями, поверхностный конфликт главного героя и епископа совершенно разваливает логическую составляющую происходящего. Герои вторых ролей будто забыты вовсе, их действия почти не работают на истории главных героев, они совершают робкие попытки оживить сюжет, но в сущности некоторых из них вообще можно было бы убрать, фильм от этого ничего не потеряет. Герои дискредитируют себя и окружающую их реальность своей неполнотой.

Именно в слабой разработке персонажей, кроется ощущение документальности картины. Словно намеренно, их задача не оттягивать внимание своей судьбой и конфликтом от судебных процессов инквизиторов, которые по сути и является главными объектами фильма.

Герои и сюжет созданы таким образом, что делают фильм «Молот ведьм» универсальным по отношению к любым похожим процессам, которые происходили в истории человечества. Всех героев легко можно представить во времена Римской империи, например, жестокость Калигулы по отношению к создавшим его сенаторам. Можно вообразить 1930-е годы в Советском Союзе, и переложить судьбы героев фильма «Молот ведьм» на страшные времена репрессий против своего народа при режиме Сталина.

Герои не уникальны, у них нет своей судьбы. А точнее судьба у героев есть, прогнуться или мучительно умереть — совершенная безысходность. В общем то фильм совсем не про них, он все больше про процесс, страшный и жестокий.

Однако и здесь можно заметить некоторую нехватку деталей, все действие от обвинения до непосредственно казни жертв инквизитора снова и снова проходит по одному сценарию. Жертв арестовывают и пытают, после чего те готовы сказать, что угодно, лишь бы прекратить свои мучения, а затем им выносят приговор и казнят. Это утрированное представление, в котором бегло показаны лишь основные детали процесса, делает картину предсказуемой и, наверняка, очень интересно было бы увидеть больше подробностей в череде этих и без того ожидаемых сцен.

В конечном итоге фильм «Молот ведьм» — это поверхностный взгляд на страшную эпоху, немного утрированный полудокументальный рассказ о судах инквизиторов. Это фильм изнутри судебного процесса с плохо понятной общей идей, которому катастрофически не хватает немного надежды для того, чтобы стать по настоящему значимым.

Андрей Капетский