«Начальная школа» (Obecná skola, 1991)

Фильм «Начальная школа» вышел на экраны в 1991 году и стал первым большим успехом чешского режиссера Яна Сверака. Картина была номинирована на премию «Оскар» и открыла всему миру этого замечательного и талантливого автора.

Режиссер

Ян Сверак

В главных ролях

Ян Триска, Зденек Сверак, Либуше Шафранкова

Рецензия на фильм «Обычная школа»

История фильма рассказывает о послевоенной жизни школьников в пригороде Праги. В хулиганском классе, ученики которого довели свою учительницу до сумасшедшего дома, появляется новый педагог Игор Гниздо. Бывший партизан, он готов со всей жесткостью навести порядок среди хулиганов.

Картина поставлена интересным образом, в ней нет главного героя, нет ярко выраженного конфликта. Это история в первую очередь несет в себе ощущение вновь обретенного мира и свободы, когда взрослым можно строить планы, ходить в бары и развлекаться друг с другом, а детям можно играть в войну, которая эхом еще раздается по всей планете.

Ностальгическое настроение, созданное в фильме, удивляет по настоящему. Картина вышла через 46 лет после завершения самой кровавой войны в истории человечества и кажется фильмом не своего времени, уж совершенно точно не работой 30-летнего режиссера. Тем не менее Свераку удается воссоздать атмосферу после войны, иной жизни, показать самое светлое ощущение того, что жизнь продолжилась, как только перестали летать пули.

"Начальная школа" (1991)

«Начальная школа» (1991)

По своему настроению «Начальная школа» сильно похожа на фильм Джузеппе Торнаторе «Новый кинотеатр «Парадизо», который вышел в 1988 году. Там также с юмором и умилением зрители наблюдали детство мальчика Сальваторе и жизнь небольшого сицилийского городка.

Ощущение доброты, полноты жизни, счастья детства — это, пожалуй, главное достоинство «Начальной шкоы». Ян Сверак намеренно ведет свой рассказ о детях — ровесниках войны. Бомбы, которые все еще можно встретить в любом поле, сгоревшие танки на окраине, все это лишь антураж, ведь дети остаются детьми и их жизнь только начинается.

Режиссер показывает жизнь города, несколько семей, несколько совершенно не похожих друг на друга детей. И лишь намеками говорит о том, что происходит с каждым из них за кадром. В фильме присутствуют эпизоды, накаляющие атмосферу до предела, падение младенца из коляски, которую привязал ее брат к велосипеду или прыжок двух мальчишек с моста на поезд, но Сверак фиксирует эти события будто вскользь. Такой же кусочек пазла в его общей работе.

Каждый драматический эпизод сопровождается лиричной музыкой Иржи Свободы, она добра и ее настроение часто становится в оппозицию происходящему на экране. Однако именно с лиричным настроением музыки Свободы становится понятно, радость или печаль, у фильма одно и самое искреннее настроение.

Наиболее интересное противостояние, на которое обращает внимание режиссер, это борьба двух авторитетов в жизни маленького скрипача Эди. С одной стороны его родной отец, который не был на войне и занимает ответственный пост на местной электростанции. С другой стороны новый учитель.

Гниздо, роль которого исполняет Ян Триска, производит огромное впечатление на ребенка. Тот старается подражать ему, восхищается его подвигами и, казалось бы, ничто не может поколебать эту веру. Отношения с отцом у мальчика складываются неплохо, однако отец не понимает его желаний и стремлений. Другое дело Гниздо, лихой военный, он дает настоящие задания, заинтересовывает мальчишек учебой. Он герой, на которого всем ребятам хочется быть похожими.

Начальная школа, 1991

«Начальная школа», 1991

Сам Гниздо у Сверака занятный персонаж. Он хочет быть для мальчиков примером, рассказывает явно преувеличенные истории о своих похождениях и в отношении них, он идеалист. Однако в свободное время Гниздо бегает за каждой красоткой, его совершенно не интересует есть ли у женщины муж, дети, сколько им лет и так далее. Гниздо избегает разговоров о войне и политике со взрослыми, молча соглашаясь со всем, что те ему говорят. Над школьной доской в его классе висит портрет Сталина, а он при этом рассказывает ребятам о принципах демократии. Так кто же на самом деле Игор Гниздо, герой или обманщик? Авторитет для ребят или разрушитель семей? Он учит ребенка играть на скрипке, а за обедом на глазах у его отца флиртует с его матерью. Он соблазняет жену водителя, а затем картинно уходит от нее с двумя молоденькими ученицами.

По Свераку не так уж и важно, кто он, герой он или лжец, какую тайну он скрывает. Маленький Эди выбирает своего папу, который для него настоящий герой и все идет своим чередом.

В конечном итоге «Начальная школа» — это опыт для всех, словно метафора на саму жизнь, здесь взрослые ведут себя как дети, а сами школьники это ростки нового мира, которым предстоит своя борьба уже в новую эпоху

Сложно не подметить, что картина «Начальная школа» вышла в то время, когда вся Чехия очень по разному переживала события, связанные с распадом СССР, Бархатную революцию. Ощущения, которые исследует Ян Сверак в своем фильме очень схожи по теме со временем выхода его фильма на экраны.

В 1991 году не закончилась война, но страна встречала новую эпоху, вступала в новую жизнь. И фильм Сверака в некотором роде провожает тот этап, который с большим оптимизмом встречал отец Эди в фильме. Она оказалась совсем не свободной, сложной и очень противоречивой, но люди остались людьми и жизнь продолжается.

Андрей Капетский

В главных ролях

В 1992 году фильм «Начальная школа» был номинирован на премию «Оскар» как лучший иностранный фильм года.

Где посмотреть

Он-лайн, Он-лайн 2

Ссылки по теме

Кинопоиск