«Образы старого мира» (Obrazy starého sveta, 1972)

Интересная и важная притча о людях, находившаяся под запретом 18 лет, а сегодня являющаяся документальной классикой чехословацкого кинематографа. Режиссер Душан Ганак, без намека на занудство, показывает удивительные кадры простых стариков, рассуждающих о вечном и самом главном. Красивые образы героев, подобных которым вряд ли уже встретишь…

Сюжет

Режиссер беседует с людьми, прожившими самую заурядную жизнь и спрашивает их о самом важном.

Режиссер

Душан Ганак

"Образы старого света", 1972

«Образы старого света», 1972

В фильме нет героев, которые запомнились бы чем-то выдающимся, они не создали ничего нового в науке, они не были великими писателями, политиками, художниками, врачами или любыми другими специалистами, которые могли бы оказать серьезное влияние на свою эпоху. В фильме появляются самые простые люди, жители деревни, одинокие старики, которые прожили свою жизнь так, как умели. И именно они представили основной интерес для автора.

Герои фильма жалуются на старость, вспоминают молодость или запомнившиеся моменты из своей жизни. Некоторые герои кажутся мудрыми, другие нет, но от этого они не становятся менее интересными.

"Образы старого света", 1972

«Образы старого света», 1972

Если сосредоточиться на самих историях персонажей, они будто не закончены, словно выдернуты из контекста. Но при этом, истории характеризуют каждого героя — один любит веселье, другой звезды и космос, кто-то вспоминает о войне, кто-то о путешествиях, а кто-то рассказывает о романах с женщинами.

На протяжении всего фильма, режиссер задает участникам важные вопросы о смысле жизни, о том, что важно, в чем ценность бытия. По началу многие будто смущаются, уходят от ответа. Ближе к концу фильма, герои все-таки находят, что сказать. Они вспоминают про любовь, здоровье, близких и про ценность самой человеческой жизни.

Манера авторского повествования делает рассказы героев еще более интимными, откровенными. Режиссеру удается добиться почти идеальной ситуации, его герои честны, им веришь, их понимаешь. У зрителя даже не появляется вопроса о том, что возможно кто-то из героев придумывает лишнего. Это не имеет значения в данном случае, но важно понять этих людей, почувствовать их. Из-за отсутствия четких рамок, герои рассказывают то, что хотят сами. Они говорят о том, что ни считают важным. Не нужно вспоминать что-то определенное по заданной теме, фильму необходимы только они сами.

"Образы старого света", 1972

«Образы старого света», 1972

Герои часто показаны сверх крупными планами. Оператор изучает детали — руки, глаза, скулы, губы. И крупные, и общие планы выглядят невероятно красиво. Оператор порой теряет фокус, но это придает этим кадрам еще большую значимость, будто оживляет героев и делает сцену еще более правдивой.

Другим важным фактором для создания визуального ряда фильма, конечно являются фотографии Мартина Мартинчека. Чаще они созданы и показаны сразу серией, которая представляет  собой самостоятельное произведение искусства, отпечаток жизни на пленке. Хочется поставить фильм на паузу и каждую разглядывать отдельно.

Серии снимков режиссер озвучивает рядом ассоциативных звуков — зритель видит фотографии людей, которые копают поле и слышит скрежет лопат, падающей земли. Герой жалуется на то, что постоянно зевает и этот комментарий сопровождает серия его фотографий, на всех он зевает и зритель также это слышит. Таким образом автор выходит за рамки остановленной жизни, он оживляет фотографии, но это не кино, это самая настоящая «живая фотография». От этого показанный образ становится еще более понятным, эмоциональным и цельным.

«Образы старого мира» — это замечательный пример притчи о настоящих людях и самых простых, но самых главных истинах. Именно такое кино хочется однажды пересмотреть, чтобы еще раз вглядеться в лица этих стариков на закате своих лет и задуматься о том, что действительно важно.

Ссылки по теме

Кинопоиск

Фильм «Образы старого света» (1972)