Режиссер Пак Чхан Ук о замысле своего фильма «Олдбой»

Фильм «Олбой» стала самой успешной частью трилогии о мести корейского режиссера Пака Чхан-ука. Картина завоевала Гран-при на Каннском фестивале в 2004 году, получив отличные отзывы критики. «Олдбой» сразу стал культовым и считается современной классикой кино. В двух интервью создатель фильма Пак Чхан-ук рассказал о своей трилогии и создании фильма «Олдбой».

Сюжет

Действие фильма начинается в 1988 году. Подвыпившего в день рождения своей дочери, О Де-Су неожиданно похищают и помещают в своеобразную тюрьму. Через пятнадцать лет заточения герой оказывается на свободе, на крыше небоскреба с кошельком и мобильным телефоном, а незнакомый голос в трубке предлагает ему догадаться, почему с ним так жестоко поступили.

Режиссер Пак Чхан-ук о культовом фильме «Олдбой»

«Олдбой» – это история о Мести, которой я посвятил и свой предыдущий фильм «Сочувствие господину Мести». Эти два фильма могут показаться очень похожими, но в «Олдбой» я хотел показать Месть в другом ракурсе – с положительной стороны, чтобы люди пережили катарсис с помощью акта мести. Для меня Месть – самая драматическая тема на свете. Сейчас в нас намного больше гнева, чем в прошлом, но мы живем в мире, где нам не позволяют дать ему выход. А когда мы живем в обществе, где нельзя решить проблему нашей ненависти или злобы, месть неизбежно становится темой, которая вызывает все больший и больший интерес».

"Олдбой", 2003

«Олдбой», 2003

Как и в предыдущей вашей картине «Сочувствие господину Месть», в фильме «Олдбой» можно обнаружить некий фаталистический взгляд на мир.

Это верно. Вы можете рассматривать это как судьбу в упрощенном смысле, но мне кажется, слово «судьба» обладает более широким смыслом, включающим такие понятия, как система или социальная структура. Мне не нравится, как общество внушает людям мысль, что в современном обществе каждый может решить все проблемы, благодаря своим действиям и способностям. Я считаю: невозможное есть невозможное. Возьмите, например, меня. Мой первый фильм полностью провалился, так что для меня было чудом, когда мне дали шанс поставить второй. Затем я получил возможность снять «Объединенную зону безопасности», хотя мог бы вылететь из кинобизнеса. Это была «судьба». Говорят, если чего-то хочешь, твое желание сбудется. Это абсурд.

Именно поэтому во всех ваших фильмах есть некое «верховное существо», которое держит в руках судьбу ваших героев?

В «Олдбой» эту роль исполнял главным образом Ю Чхи-тхэ. В первоначальном сценарии была сцена, где Ли Ву-чин просит гипнотизера позаботиться обо всем после того, как он умрет. Если бы эта сцена осталась в фильме, его роль «верховного существа» ощущалась бы зрителями сильнее. В фильме «Сочувствие господину Месть» герои думают, что их поступки диктуются их собственной волей, но позднее мы обнаруживаем, что все контролируется чем-то неизбежным, и что в жизни не бывает совпадений.

"Олдбой", 2003

«Олдбой», 2003

Первая сцена производит очень сильное впечатление. У вас были особые причины сделать таким начало фильма?

Я хотел сделать фильм, который начинается с середины самого драматического момента всей истории. Например, я мог бы начать его с середины сцены секса или с середины сцены драки. Первая сцена фильма – одна из самых любимых мною сцен, которые я когда-либо снял. В ее создании мне очень помог актер Ох Кван-рок, играющий самоубийцу.

Почему, как и в вашем предыдущем фильме «Сочувствие господину Месть», в фильме «Олдбой» вы обратились к теме мести?

Начиная с древних мифов и кончая современной литературой, месть является самой популярной темой у писателей. Она интригует, поскольку каждый носит ее в своем сердце, но в это же время она табуирована, и ее трудно осуществить. Если в фильме «Сочувствие господину Месть» месть – зло, которое в финале приводит к катастрофе, то в «Олдбой» ее можно счесть полезной для душевного здоровья. С внешней стороны схватка между двумя мужчинами и порочный круг мести в обоих фильмах могут показаться похожими, но они резко отличаются друг от друга, как две сестры в фильме Брайана Де Пальмы «Сестры». Если фильм «Сочувствие господину Месть» утверждает, что месть вредна вашему здоровью, то «Однокашник» настаивает, что она для здоровья полезна. Но я бы хотел сказать, что в «Олдбой» месть – не более чем сюжет. Подлинной его темой является спасение.

Из интервью Пак Чхан-ука журналу «Le Film Francais»

Насколько хорошо вы знаете мангу? Как вы узнали об «Олдбой» и какие изменения вы привнесли в историю во время переложения ее для экрана?

Я уважаю японские мангу, но не являюсь ее поклонником. Мне посоветовал прочесть «Олдбой» режиссер фильма «Воспоминания об убийстве» Бон Юн-хо. Я прочел его, но у меня и мысли не возникло сделать из этого фильм. Так что когда продюсер фильм пришел ко мне с предложением взяться за него, мне пришлось перечитать мангу с другой точки зрения. Я внес в фильм существенный изменения. Прежде всего, движущая сила мести в фильме совершенно другая. Отсюда и средства мести тоже другие. Отличаются ситуации, реплики. Я знаю, что сценаристы любят говорить, что они все изменили. В моем же фильме общее с оригинальной мангой – только частная тюрьма и история человека, который заново рождается благодаря своему пленению, и тот факт, что злодей не прячется от своего врага.

"Олдбой", 2003

«Олдбой», 2003

Манипуляция, жертвой которой стал герой фильма, немного напоминает «Игру» Дэвида Финчера. Оказал ли этот фильм на вас какое-то влияние?

Я видел этот фильм, но не думаю, что он оказал на меня влияние. Потому что он мне не понравился. Но если подумать, одно у них есть общее, и это очень важно. Обычно в кино богатые окружены льстецами и паразитами. Но в фильме Финчера Майкл Дуглас был другим. Я даже сказал кому-то, что это единственная оригинальная вещь в фильме. Возможно, это как-то проникло в «Олдбой»? Но при этом та же атмосфера присутствует в оригинальной манге. А так нет ни режиссеров, ни фильмов, которые оказали на меня влияние. Когда я писал этот сценарий, я читал Софокла и Карла Густава Юнга.

Жестокие сцены в «Олдбой» кажутся более шокирующими, чем в «Сочувствии господину Месть». А как вам самому кажется, какой из этих двух фильмов более жесток?

Жестокие сцены в «Олдбой» более умеренные. Сравните сцену с ахилловым сухожилием в «Сочувствии господину Месть» со сценой, когда Дэ-су отрезает свой язык в «Однокашнике». В этой последней сцене камера показывает глаза Мин-сик Цоя, а затем его руки. То есть, мы не видим его языка. Но некоторые зрители начинают паниковать, еще не увидев его, и прячут лицо в ладонях, но при этом думают, что видели, как отрезают язык! Вот уж по-настоящему глупо!

"Олдбой", 2003

«Олдбой», 2003

Что вы думаете о насилии и жестокости в корейском кино?

У меня нет общего представления о жестокости в корейском кино, потому что я мало смотрю корейских фильмов. Но в Корее, где огнестрельное оружие полностью запрещено, почти немыслимо представить убийство, совершенное из пистолета. Думаю, поэтому герои корейских фильмов оказываются лицом к лицу и в драке пользуются ножами или кулаками. Не знаю, могу ли я использовать это слово, но такого рода жестокость кажется мне «человечной». Западным же людям это может показаться более жестоким, поскольку такая жестокость более «прямая».

Как вы познакомились с Мин-Сик Цоем?

В Корее принято, что люди кино очень часто встречаются и быстро сближаются. Не будет преувеличением сказать, что в Корее все актеры и режиссеры знакомы. Мне очень понравилась игра Мин-сик Цой в «№ 3″ и «Файлане». Мне сказали, что ему, в свою очередь, очень понравилось «Сочувствие господину Месть». Продюсер «Однокашника» сказал Мин-сик Цою, что это я буду снимать этот фильм, хотя я еще не дал согласия. Мне он тоже солгал, сказав, что Мин-Сик Цой принял предложение сниматься, хотя еще не имел его ответа. Так что он просто манипулировал нами.

Как снималась впечатляющая сцена в ресторане с осьминогом?

Естественно, Мин-сик Цою тяжело было есть живого осьминога. Но такого рода физическое страдание не проблема для корейских актеров. Если вы поздравите его за подобную сцену, он вам улыбнется и скажет: «Это пустяки. Мне пришлось это выносить всего несколько мгновений. Гораздо труднее молча смотреть на партнера».

"Олдбой", 2003

«Олдбой», 2003

Расскажите также о том, как вы выбрали Чи-тэ Ю и Хе-чун Гхан ?

Мы выбрали Чхи-тхэ Ю, потому что искали актера, который как можно меньше казался бы злым. Хе-Чжонг Гханг была выбрана из 300 актрис. Режиссер Чи-Вун Ким («2 сестры») и актер Киун-Гу Сол («Оазис»), которые помогали мне при прослушивании, одобрили мой выбор. Она была отобрана единогласно.

Корейской публике больше понравился «Олдбой», чем «Сочувствие господину Месть». Каковы, по-вашему, причины кассового успеха фильма? Какова была реакция публики и критики в Корее?

Корейской публике очень нравится игра Мин-сик Цоя в «Олдбой». Его игра одновременно страстная и человечная, и, что главное, он умеет вызвать в корейской публике чувство жалости. Корейцы невероятно сострадательные люди и они обожают несчастных персонажей такого рода. Критикам и публике очень понравился этот фильм.

Каков был бюджет фильма и продолжительность съемок? В масштабах корейского кино это можно считать крупной продукцией?

Бюджет был 3.100.000.000 вон (около 3 миллионов долларов США), не считая расходов на маркетинг. Это скорее большой бюджет. От адаптации сценария до конца пост-производства у нас ушло около года.

В «Симпатии господину Месть» очень много молчаливых сцен, тогда как в OldBoy музыка очень ощутима. Чем определен такой выбор?

В «Симпатии господину Месть» я старался создать максимальный минимализм, тогда как в «Олдбой» я хотел создать эстетику чрезмерности. В фильме есть куски вальса, танго, техно и т.д. Музыка постоянно присутствует в фильме, что означает «неуловимое время, которое течет безостановочно». Если подумать, то мне кажется, что на своем скромном уровне я трактовал вопрос времени и памяти наподобие Серджо Леоне. На съемках я часто говорил себе: «Это более или менее похоже на вестерн».

Ссылки по теме:

Кинопоиск, Он-лайн просмотр, Он-лайн просмотр 2