Что такое мультфильмы на стекле или ожившая живопись

Ожившая живопись сегодня, это в первую очередь работы Александра Петрова, известные своей необычайной завораживающей красотой. Его техника создания мультфильмов настолько сложна, что практикуют ее в мире всего несколько человек. Мы решили разобраться, что же такое ожившая живопись и почему каждому кадру подобных мультфильмов место в приличной галерее.

Основная особенность создания мультфильмов в стилистике ожившей живописи состоит в технике создания. Она заключается в том, что художник наносит изображение медленно сохнущей масляной краской (иногда гуашь с глицерином) на стеклянную поверхность, каждый раз добавляя новые мазки прямо перед камерой. То есть заранее приготовленных персонажей и декораций нет.

Этот метод изобрела канадский мультипликатор Каролин Лиф, ее короткометражный мультфильм «Улица», снятый в 1976 году был номинирован на Оскар.

Большой популярностью эта анимационная техника не пользуется из-за ее крайней сложности. Сегодня в этом стиле работают редкие художники — Вэнди Тилби, Аманда Форбис и еще несколько человек, но самым популярным мультипликатором в данном направлении остается Александр Петров.

Петров использовал данную технологию в семи своих работах и получил за них множество наград. За свой самый известный мультфильм «Старик и море», Александр Петров получил премию «Оскар», еще дважды Петров был номинирован на премию американской академии за мультфильмы «Корова» (1990) и «Моя любовь» (1990). Именно Александр Петров в одном из интервью назвал технологию рисования на стекле «Ожившей живописью».

Сама по себе техника создания мультфильмов подобным образом невероятно сложна. С одной стороны – это ювелирная работа, с другой, каждый кадр – это настоящая художественная картина, ожившая живопись, иногда напоминающая картины импрессионистов. Но и это еще не всё. Надо суметь экранизировать произведение, которое сильное само по себе, не испортить его, а еще больше подчеркнуть мысль писателя и вдохнуть в него жизнь.

Казалось бы, все просто и понятно — берется стекло, которое подсвечивается, берутся масляные краски и кисточкой или кончиками пальцев наносится краска на стекло. Но почему же в итоге получается настоящий шедевр? Почему его картины оживают? Почему эта анимация по настоящему завораживает?

Александр Петров утверждает, что лучший инструмент для художника – это его пальцы, которые всегда под рукой. Поэтому, например, для своих картин он использует, как правило, только кончики пальцев. К тому же, руками удобнее управлять рисунком, так как его лучше чувствуешь. В масляные краски, чтобы они не засыхали, добавляется особая смазка для велосипедных цепей. Краска наносится или одним, или несколькими прозрачными слоями. Она на стекле подвижна, легко смешивается, перетекает из одного оттенка в другой, ее легко убрать.

Белые матовые стекла подсвечиваются особым способом снизу. Иногда художники использует 2-3 яруса стекол. В результате в кадре возникает ощущение воздуха и более насыщенного цвета. Благодаря движению краски и стеклу создается динамика рисунка, его легкость и воздушность. Прорисовка каждой «мелочи» должна быть очень тщательной. Именно благодаря таким деталям зритель чувствует эмоции героя, его боль, радость, удивление или печаль.

Рабочее поле при рисовании занимает приблизительно 40 см на 30 см. Рисуется один момент движения, затем он снимается – это один кадр, потом его уничтожают или поправляют и создают следующий рисунок. Другой эпизод – другое мгновение. Эти кадры можно назвать мгновениями так как кадр промелькнет в фильме за 1/24 долю секунды. Получается, что для 1 минуты фильма необходимо нарисовать больше тысячи картин. Следующее мгновение кинокартины рождается путём внесения поправок в предыдущий эпизод. При такой манере к окончанию съемок у художника не остается практически ничего, кроме стекла с последним фрагментом фильма, все плоды трудов — только на пленке. Некоторые художники стиля рисования по стеклу используют ротоскопирование и трехмерное моделирование сцен, прием перенесенный из кинематографа.

Художники рассказывают, что при создании подобных картин ему приходится отдавать всего себя каждому кадру, пускай он и длится всего долю секунды. После создания каждого мгновения его приходиться уничтожать, освобождать место для следующего кадра, даже несмотря на то, что такие произведения порой достойны висеть в хорошей галерее изобразительных искусств.

Фон обычно остается неподвижным, но иногда приходится и его прорисовывать, как например, это было в мультфильме «Старик и море», когда все море было настоящим, оно дышало.

Это невероятно кропотливый труд. Мультфильм может длится всего 10 минут, а на его создание уходит целый год. Например, фильм Александра Петрова «Моя любовь» создавался 3 года! Для 1 минуты фильма надо нарисовать более тысячи картин. Получается, что в день рисуется до 15 таких картин. И в конце работы художник остается перед стеклом только с последним мгновением фильма да с въевшейся в пальцы краской. Всё как в жизни. Прожитые мгновения повторить нельзя.

Сложность создания мультфильмов в данной стилистике отпугивает многих молодых аниматоров. Безусловно, произведения, нарисованные подобным образом не являются наиболее коммерчески успешными, зрительские вкусы сегодня — это в первую очередь мультфильмы, созданные с применением компьютерной графики.

Мультфильмы, подобные работам Александра Петрова, выходят на экраны крайне редко. Каждая новая работа созданная на стекле становится настоящим событием! Именно эти работы сегодня, являются настоящим искусством анимации и ярчайшим явлением в мире изобразительного искусства.

Леня Клопотовский