Портрет оператора Эллен Курас

Ее имя мало знакомо даже киноманам, однако эта женщина оператор таких картин, как «Кокакин», «Кофе и сигареты» Джармуша и невероятно красивого «Вечное сияние чистого разума». Маша Жигунова подготовила творческий портрет Эллен Курас. 

Мастерство кинооператора во многом определяет успех любого фильма. Но что, если человек стоящий за камерой не просто работает в гармонии со съемочной группой, а определяет весь кинопроцесс? Именно таким оператором является Эллен Курас.

Исключительно чувственный взгляд на мир узнаваем в каждой снятой ею картине, будь то криминальная драма «Кокаин», сумасбродные «Кофе и сигареты» Джармуша или неповторимо красивая мелодрама «Вечное сияние чистого разума».

Своя реальность

Вы бы смогли, наплевав на правила, делать то, что хочется именно Вам? Не переживая о том, что подумают другие и не осуждая самого себя за излишнюю раскрепощенность? Кажется, что Эллен Курас именно та, кто сможет забыть о суете Нью-Йорка и прогуляться по газонам сквера босиком. Она, скорее всего, не заметит надпись «не заступать за бордюр» и, по-детски радуясь, будет разгуливать по траве. И дело вовсе не в том, что она невнимательна или инфантильна, а в том, что она видит мир по-другому. Всегда эмоционально, всегда неожиданно…

Маленькая Эл интересовалась искусством, но и подумать не могла, что когда-нибудь станет работать в кино. Курас изучала антропологию в Университете Брауна, после окончания сильно увлеклась фотографией и закончила Школу прикладного искусства. Именно там Эллен увидела свет глазами художника и поняла, что благодаря ему, можно по-разному рассказывать одну и ту же историю. Учеба в Париже помогла Курас осознать всю силу изображения, понять психологию цвета и сформировать свой неповторимый авторский стиль. Эллен старается избегать стандартного использования цветов и света, стараясь с их помощью более полно раскрыть образы героев. Она воспринимает свет как нечто физическое, материальное, и будто скульптор, Эллен лепит изображение, экспериментируя с тенями и контрастами. В каждой работе она увлеченно играет со светом, отбрасывая замысловатые тени на лица своих героев.

В самом начале своей карьеры Эллен успела побывать и помощником продюсера, и ассистентом оператора, она внимательно следила за работой будущих коллег, набирая опыт. Первой самостоятельной работой Эллен стала картина Тома Келина «Обморок», снятая на черно-белую пленку. В 1992 году фильм был удостоен пяти основных наград на кинофестивале «Санденс», в том числе за лучшую драматическую съёмку. В день получения награды Курас буквально «завалили» предложения агентов, а она даже не понимала, как ориентироваться в этом новом, незнакомом ей мире, но довольно быстро научилась. И скоро стала работать с такими именитыми режиссерами, как Спайк Ли, Ребекка Миллер, Мишель Гондри и Мартин Скорсезе. Курас тщательно изучает сценарий, старается прочувствовать историю, прежде чем приступить к съёмкам, понимая всю меру ответственности, ложащуюся на ее плечи. Ведь именно ее глазами, глазами оператора, зритель увидит историю. Курас невероятно тонко чувствует режиссера, с которым работает, она всегда выбирает правильный тон и своим неповторимым языком деликатно дополняет то, что постановщик хочет сказать.

Каждый отдельно взятый кадр Курас невероятно художественен и достоин висеть на стенке в самой красивой оправе, представьте, насколько же вас затягивает изобразительный ряд, где один кадр неизменно сменят другой. В зареве пламени мы видим рождение новой жизни, а отражение движущегося самолета предстает перед нами стаей дельфинов. Удивительно, но это так.

Курас умеет создавать свою собственную реальность, как и герои некоторых ее фильмов. В картинах Ребекки Миллер «Анджела» и «Баллада о Джеке и Роуз» на наших глазах разворачивается драма девочек-подростков, сумевших создать свой уютный мирок и не желающих пускать в него никого, дабы не нарушить покой. Но мы, зрители, становимся исключением и растворяемся в раскрашенном воздухе серых будней. В каждой работе заметно трогательное отношение Эллен к природе, нежная грусть передается и нам: кажется, будто щиплет в носу от морского воздуха, а от пыльцы цветов то и дело хочется чихнуть.

Эллен Курас никогда не бывает одинаковой. В фильме Спайка Ли «Кровавое лето Сэма» жители трущобного городка живут в страхе из-за появившегося маньяка, они стараются забыться, благодаря наркотикам. Главный герой считает знаком то, что чудом избежал смерти и обещает себе хранить верность жене, но надолго его не хватает. Чем больше убийств, тем больше доза. Круговые вращения камеры кружат нам голову, как напуганным жителям кружит голову яд, растекающийся по венам. Камера ведет себя иррационально, будто бы сбившись с пути. А порой она и вовсе перестает следить за героями и будто бы ищет выход из наркотического видения или очередной оргии. Психоделические цвета настолько сильно «давят» на глаз, что у зрителя, как и у главного героя, начинает раскалываться голова. Тема наркотиков также поднята в фильме «Кокаин», но Курас выбирает совершенно иной подход к проблеме: в этой картине не будет дурманящих круговых вращений. Напротив, всё предельно высушено. Мы будто оказываемся в пустыне, несмотря на то, что перед нами обычный американский городок с палящим солнцем. И, чем дальше герои загоняют себя в пропасть, тем больше пересыхает у нас в горле…

Самой чувственной работой Эллен я считаю картину «Вечное сияние чистого разума», да и вообще тандем с неординарным французом Гондри очень удачен. Фильм рассказывает нам необычную историю неидеальной, но настоящей любви. Порой цветовая схема меняется по нескольку раз за эпизод, в зависимости от смены настроения главных героев, которые и вовсе показаны в расфокусе. Иногда медовая гармония растекается и заполняет кадр своим теплом, а порой холод и непонимание гасят этот свет. В кадре неизменно присутствуют бездонный синий цвет или же дерзко красный, будь то цвет волос главной героини или же шарф, небрежно лежащий на стуле.

Курас разработала особую систему, с помощью которой актеры Джим Керри и Кейт Уинслет не видели ни камеры, ни самого оператора. Это помогало им дать волю эмоциям и вдохновляло на импровизацию. Некоторые моменты фильма сняты ручной камерой, что делает их более интимными. Герои стараются убежать, спрятаться в воспоминаниях Джоела, в то время как «стиратели» избавляют его от дорогих воспоминаний. Влюбленных выслеживают словно преступников, слепя их прожекторами.

Последней работой Курас стали съёмки фильма Сэма Мендеса «В пути». Трогательная притча рассказывает историю пары, решившей поменять место жительство и наконец-таки создать свою собственную семью, не понимая, что они уже семья. Путешествуя из города в город, главные герои встречают старых знакомых, знакомятся с новыми людьми, и в конечном итоге возвращаются в родной город, в свой ДОМ.

При просмотре мы не задумываемся о том, что каждая новелла наделена неповторимой цветовой гаммой, но чувствуем это. Будь то неловкая встреча с вульгарной парой или же встреча с большой счастливой семьей – цвет будет меняться, аккуратно расставляя акценты. Курас всегда работает очень чувственно и непосредственно. Например, если в кадре не должно быть зеленого цвета, но Эллен чувствует, что именно этого цвета не хватает, ей будет наплевать на разум, ведь интуиция ещё никогда не подводила её.

Вспоминается эпизод из произведения Антуана де Сент-Экзюпери, в котором Маленький принц рассказывает, как переставлял стульчик на своей крохотной планете, лишь бы вновь и вновь наслаждаться закатом. Жаль, что взрослые уже столько раз в своей жизни видели закат, что он не вызывает у них никаких эмоций… А ведь так хочется воспринимать мир так же трогательно, как Маленький принц, так же чувственно, как Эллен Курас. И тогда даже в самый-самый серый день апельсиновое солнце, будто верный щенок, оближет нас за ухом, заставляя улыбнуться… Стоит попробовать.

Маша Жигунова