Творческий портрет Дастина Хоффмана

«Выпускник», «Полуночный ковбой», «Вся президентская рать», «Крамер против Крамера», «Тутси», «Плутовство». 7 номинаций и 2 победы на вручении премии «Оскар». Все это лишь выдержки из творческой биографии Дастина Хоффмана. Актера безмерного таланта. Человека, масштаб личности которого невозможно измерить. Дастин Хоффман был, есть и навсегда останется легендой мирового кино и олицетворением исключительного актерского дарования.

Маленький большой человек

«Я завидую людям, которые могут спокойно наслаждаться закатом. Я же сразу начинаю думать, с какого ракурса его выгоднее снять. Для меня нет ничего более непостижимого, чем простой отдых».

Дастин Хоффман

 

Актёру, о котором я вам расскажу, обладающему почти карикатурной внешностью: большим носом, маленьким ростом, умеющему до неузнаваемости изменять голос — казалось бы, уготованы только характерные роли. Но в том-то и состоит величие этого актера, сумевшего сломать все стереотипы.

«Он не бывает одинаковым, удивительным образом преображаясь для каждой роли. Его смело можно назвать актёром вне амплуа, ведь палитра его актёрских красок просто неисчерпаема! Он великолепен как в образе хромого оборванца, так и в роли очаровательной женщины…

Я хочу рассказать вам историю этого маленького большого человека с самого начала и, надеюсь, у меня получится пробудить в вас чувства, которые испытываю к нему сама — любовь и восхищение. Думаю, вы уже догадались, о ком я говорю… Об удивительном и неподражаемом Дастине Хоффмане.

Он родился в Лос-Анджелесе в семье русско-еврейских иммигрантов. В 5 лет мальчик проявил музыкальный талант и стал обучаться игре на фортепьяно. Мама Лиллиан была просто счастлива, она хотела вырастить из сына пианиста и мечтала когда-нибудь увидеть своего мальчика, выступающем в Карнеги-холле. Но вскоре Дастин разочаровал родителей, променяв классику на джаз. Не считая уроков музыки, Хоффман рос довольно «некультурным» мальчиком. Он никогда не видел, чтобы его родители читали книгу или газету, да и ему самому куда больше учёбы нравилось ходить в кино и стрелять из рогатки по голубям. Дастин с детства стыдился своей внешности и рос в тени старшего брата — отличного студента, который, к тому же, был звездой спорта. В школе Дастин был местным клоуном, пытаясь скрыть неуверенность в себе при помощи юмора…

В 18-летнем возрасте Хоффман поступил в Городской университет в Санта-Монике, изучал музыку и медицину и, скажем прямо, отнюдь не блистал. Поэтому друг посоветовал ему записаться на курсы актёрского мастерства, он убедил Дастина, что там никогда не ставят «двойки», и тот согласился, боясь вылететь за неуспеваемость. Вспоминая сейчас свой первый выход на сцену, у красноречивого Хоффмана будто теряется дар речи, он продолжает активно жестикулировать, но от переполняющих его эмоций, актёру не хватает слов. Впервые в жизни он потерял счёт времени-часы казались минутами, такого никогда не случался за игрой на пианино или чтением учебников. Хоффман почувствовал себя совершенно другим человеком и, самое главное, ощутил, что у него есть личнисть! Дастин бросил колледж и отправился в любительский театр Плейхаус в городе Пасадена. Именно там он увлекся чтением Станиславского и именно там впервые был замечен его актёрский талант. Преподаватель Барни Браун сказал молодому дарованию: «Хорошая новость: ты будешь заниматься этим всю жизнь, плохая — тебе не предложат сыграть достойную роль в ближайшие десять лет».

Дастин Хоффман

Дастин Хоффман

Так и случилось. Долгие восемь лет Хоффман работал и офицантом, и санитаром в Нью-Йоркской психиатрической лечебнице, и демонстратором игрушек в универмаге. Между работами он не переставал бегать по всевозможным прослушиваниям, но везде получал отказ — слишком низкий, слишком высокий, слишком юный, слишком старый… Именно поэтому фильм Сиднея Поллака «Тутси» актёр считает своим самым автобиографичным.

В 1956 он году Хоффман поступил в легендарную студию Ли Страсберга и два года посещал занятия, которые запомнились ему на всю жизнь, а летом 1966 года Теодор Манн пригласил Дастина сыграть в фарсовой пьесе «Э?». В хвалебных рецензиях критики сравнивали Хоффмана с самим Чарли Чаплином, и Дастину казалось, что он достиг вершины своей карьеры. Актер не знал тогда, что находился лишь у подножья своего Эвереста, ведь его невероятно насыщенный творческий путь ещё даже не начался! Ещё не раздался звонок из Лос-Анджелеса, изменивший всю его жизнь; режиссеру Майку Николсу ещё не рассказали про никому неизвестного актёра, играющего на сцене Сквер-тиэтра в Гринвич-Виллидже.

В 60-х годах, во времена сексуальной революции, была крайне популярна книга «Выпускник» о юноше, который вступает в интимную связь со взрослой женщиной, а позже влюбляется в её дочь, которую и крадёт из под венца. Николс на протяжении нескольких лет искал актера на главную роль и в 1967 году в квартире Хоффмана раздался звонок…

Естественно, Дастин читал книгу и прекрасно понимал, что не подходит на роль Бенджамина Брэддока- высокого красавца блондина. Но отказываться от крупного голливудского проекта было глупо и Дастин отправился на пробы. Какая ирония, когда-то он покинул родительский дом в Лос-Анджелесе и отправился в Нью-Йорк, чтобы стать актёром, а через десять лет вернулся обратно в Город Ангелов, чтобы стать звездой. Гримировать бедного Дастина пришлось не менее двух часов — ему пытались визуально уменьшить нос, выщипывали брови — в общем, делали всё, что заставляло Хоффмана чувствовать себя неловко. До сих пор Дастин считает те пробы худшими в своей жизни, он улетал обратно в Нью-Йорк полный разочарования. Но Майк Николс больше не провёл ни одной пробы, абсолютно против типажа он выбрал Дастина на главную роль, объяснив недоумевающим продюсерам, что у Хоффмана уникальная энергетика, дарованная лишь немногим. Дастин не ждал, что ему перезвонят, какого же было его удивление, когда он услышал голос Николса на другом конце провода, произносящего заветные слова: «Тебя утвердили на роль». Долгое молчание, Хоффман не мог поверить своим ушам! Неужели, после стольких лет… «Что-то ты не слишком рад,»-пошутил режиссер, нарушая гробовую тишину, повисшую из-за недоумения Дастина.

Дастин Хоффман

Дастин Хоффман

Итак, в 1967 году начались съёмки «Выпускника» — дебютной работы Дастина Хоффмана в кино. Будучи 28-летним мужчиной, он исполнял роль молодого юноши Бэнджамина Брэддока, вернувшегося домой после универститета. Скованный Бен задыхается в обществе своих родителей и их друзей. В 2007 актер рассказал, что недавно вновь посмотрел «Выпускника», которого не видел бог знает сколько. «Кэтрин Росс и я делали комментарии к 40-летию выхода фильма. Так вот, я заметил, что это фильм прежде всего о родителях, у которых появилось много денег. И они демонстрируют любовь к детям, предоставляя им всевозможные материальные блага, так сказать, заменители любви. Мои родители тоже жили по Рузвельту, который говорил, что американская мечта – это две машины в гараже и курица в кастрюле. Все было очень бездуховно». Бен начинает спать с женой папиного коллеги, а чуть позже искренне влюбляется в дочь миссис Робинсон Элейн. Лишь с ней одной юноша может раскрыться и не бояться быть непонятым. В конце фильма Бен крадет любимую из под венца, нарушая все устоявшиеся моральные нормы, и вместе они запрыгивают в первый проходящий мимо автобус. Она в свадебном платье, он — в порванной куртке и каплями пота на лбу — эта нелепая, но счастливая парочка уезжает в неизвестность, под музыку нестареющего дуэта Саймона и Гарфанкеля, искренне надеясь на светлое будущее.

Откровенные сцены любви взрослой женщины с молодым юношей были настолько искусстно и утончённо сняты Николсом, что, во многом, этот фильм способствовал отмене «кодекса Хейса», господствовавшего десятки лет.

Картина имела грандиозный успех! За первые месяцы показа «Выпускника» посмотрели 20 миллионов человек, т.е каждый второй зритель Америки. Зрители полюбили трогательного Хоффмана и после выхода фильма актёру стали часто звонить в дверь поклонники, выражая своё восхищение. И, что вы думаете, он любезно приглашал их в гости и предлагал сок!

Фильм принёс Дастину первую номинацию на «Оскар» (которых в его жизни будет семь), и на него посыпались всевозможные предложения, но ни одно из них не устраивало актёра. Уже тогда он отличался принципиальной отборчивостью, не желая распыляться на посредственные роли. Первым принятым предложением стала роль бродяги Энрико Риццо в фильме Джона Шлезингера «Полуночный ковбой».

Критики в один голос кричали о том, что Хоффан совершает профессиональное самоубийство! «Мне звонили благожелательно настроенные люди, — вспоминает Хоффман, — и говорили: «Ты с ума сошел! Это роль второго плана, персонаж — противный тип. Ты губишь свою карьеру!» Даже Майк Николс мне это говорил! Но я считал, что актер должен делать то, что привело его в этот бизнес — играть».

Хоффман прогуливался в поисках своего героя по 42-й улице, где, если верить автору книги Дж.Лео Херлихаю, обитал Риццо. Однажды актёр увидел худощавого человека с высоко поднятой головой и вороватым взглядом. Когда на светофоре загорелся зелёный свет, мужчина ринулся вперёд быстрее всех, несмотря на свою хромоту. Он будто пытался доказать, что ничем не хуже других… Хоффман радостно подумал: «Вот он! Вот он мой герой!» — и проследил за ним ещё несколько кварталов, изучая манеры и походку неизвестного воришки.

Во время съёмок сцены, где герой Джона Войта, простодушный парень из Калифорнии Джо Бак, и Рико Риццо идут по улице города, актёров чуть не сбила машина. Хоффман, оставаясь в образе, начал ругаться с водителем (голосом своего героя), показал средний палец и продолжил прогулку с другом, при этом удачно пошутив. Кадр попал в фильм. На мой взгляд, эта история показывает ту преданность делу, которой отличается Хоффман!

Дастин Хоффман

Дастин Хоффман

В момент опасности для жизни любой другой точно бы уж забыл про работающую камеру. Хоффман же, даже в такой экстримальной ситуации, не вышел из образа! «Дастин слишком выкладывается, чтобы вы чувствовали себя обделёнными» — скажет позже сценарист Ларри Гросс.

Дастин Хоффман играет столь убедительно, что кажется, будто все люди, будучи обожженные жестокой реальностью, смотрят на нас глазами Риццо по прозвищу «Крыса». Он всегда был чужаком и не привык к доброте, поэтому даже попадав на вечеринку, где можно наесться досыта, Рико воровато прячет еду в карманы куртки, оправдывая своё прозвище…

Дуэт Хоффмана и Войта в «Полуночном ковбое» поразительно трогательный. Красавец Джо Бак оказался никому не нужным в шумном городе, и лишь Рико, обокравший его поначалу, позже приютил беднягу у себя. Герои понимают, что помощи ждать не от кого и вместе ищут способ заработать на хлеб. Однажды Риццо приведет друга на могилу матери (на которую положил венок, взятый с чужой могилы) и что-то в его взгляде подскажет нам, что Джо — первый, кого Рико привёл сюда.

Риццо, страдающий от туберкулеза, к концу фильма становится совсем плох: у него отказывают ноги, но даже тогда его не покидает мысль о солнечной Флориде. Героям кажется, что, добравшись туда, их жизни изменятся. Джо пришлось даже пойти на убийство, чтобы заработать деньги на билет, но Рико умирает в автобусе, вдребезги разбивая американскую мечту.

С самого начала, актёр точно знал на что идёт — зрители часто уходили с просмотра при виде сцен гомосексуального характера (таким образом Джо Бак заабатывал на жизнь).

Но Хоффман никогда не пожалел о том, что вопреки всему, взялся за роль Рико, ведь тем самым он показал свой актерский диапазон.

Картина даже получила категорию «R» (что, по сути, приравнивало её к порнографии)! Таким образом, «Полуночный ковбой»- единственный фильм в истории кино в данной категории, который был выдвинун на премию «Оскар», к тому же в нескольких номинациях.

Джон Войт и Дастин Хоффман

Вскоре Хоффман удивит зрителя, представ в образе 121-летнего старца Джека Крэбба, рассказывающего антропологу о своей долгой и насыщенной жизни, в фильме «Маленький большой человек». Хоффман будет занесён в книгу рекордов Гиннеса за невероятное количество образов, представленных в этом фильме! Ради того, чтобы голос старика был убедительно надтреснутым, актёр подолгу изо всех сил кричал, намеренно срывая себе голос. И это далеко не единственный пример самоотдачи Хоффмана. К каждой новой роли он готовится, как студент-заучка к экзамену! Ради роли бывшего заключенного в «Точном времени», Дастин контрабандой был ввезен в тюрьму на сутки, чтобы мог хоть ненадолго ощутить запах несвободы. Подготовительный период всегда был самым любимым этапом работы для Хоффмана, ведь именно тогда он ищет ключ к пониманию своего героя…и всегда находит. И уж тогда он наделяет своего героя особенными чертами характера.

С трудолюбием Дастина связано много забавных историй, которые очень любят перассказывать в Голливуде. На съёмочной площалке фильма «Марафонец» коллегой Хоффмана стал неподражаемый Лоуренс Оливье. Однажды Дастин решил разыграть легендарного артиста. И выбрал для этого сцену, где герой Оливье пытает Хоффмана с помощью бормашины: «Мы пользовались настоящими инструментами. В том дубле, который остался в фильме, я так корчился, что напугал его до полусмерти. Он не понял, что я играю. Это было чудесно…».

А незадолго до этого Хоффман решил не спать несколько дней, чтобы его герой Бейб был достаточно изможденным. Именно тогда сэр Оливье произнес ставшую невероятно известной фразу: «Молодой человек, а вы играть не пробовали?».

Сэр Оливье просто пошутил над Хоффманом, который успел стать ему другом. Но журналисты рассказали эту историю по своему, и это не единственный случай, когда пресса пыталась выставить Дастина не в лучшем свете перед читателями.

О трудном характере артиста начали писать после того, как он возбудил иск против компании «Уорнер Бразерс», отстаивая право на творческий контроль в работе над несколькими фильмами. В то время об этом не написал только ленивый, и за Хоффманом закрепилась репутация зануды.

«Я читал, чо со мной «трудно работать». Но трудности во время съёмок у меня возникали только дважды, в «Точном времени» и «Тутси». Такое бывает со всеми, но мои два случая получили огласку, потому что режиссерам захотелось всем об этом рассказать. А вот о чем они не упомянули, так это, что я был не только актером, но и продюсером».

Но даже обвинители Дастина признают, что Хоффман — великий актёр и его придирчивость всегда обоснована не самолюбием, а преданностью делу.

«Те, кто говорят, что у Дастина трудный характер, его не понимают, — встанет на защиту коллеги Том Круз,- Просто люди как схватятся за какую-то мысль однажды, так уже не хотят с ней расставаться. В действительности всё не так. Дастин играет фантастически щедро, блестяще. Он просто замечательный».

У каждого актера существует свой подход к работе над образом. Возможно, кто-то просто читает сценарий и, не задумываясь, идёт в кадр. Но вряд ли такая игра сможет удовлетворить режиссера и зрителя. Как мне кажется, актер должен что-то преодолевать, бороться с чем-то внутри себя, чтобы достойно исполнить роль.

В 1970 году Хоффман заявил, что его беспокоит насилие и он хотел бы дать почувствовать это в конкретной роли. Ему поступило предложение от «поэта насилия» Сэма Пекинпы сыграть в его новом фильме.

«В «Соломенных псах» меня привлёк образ парня, которого ужасает жестокость эпохи, он бежит от неё, но не способен уничтожить жестокость в себе. Я думаю, он похож на меня: где речь идёт о физической силе, я-трус. Не люблю лезть в драки, но всегда оказываюсь в первых рядах дерущихся,»-говорит актер.

Герой Хоффмана Дэвид Саммер — математик, который получив «гранд», вместе с красавицей женой отправляется в английскую деревушку, чтобы спокойно там поработать. Местные жители — пьющие рабочие, враждебно встречают интеллигента Дэвида и посмеиваются над ним не только за спиной, но и прямо в лицо. Каждой клеточкой своего тела герой Хоффмана чувствует враждебность общества и в момент, когда жизнь его жены, да и его самого, оказывается в опасности- он, словно мелкий грызун, загнанный в угол, выпускает когти. В одиночку Дэвид убивает пятерых обидчиков, и выглядит это не только ужасающе, но и убидетительно… Игра Хоффмана вызывает восторг и ужас от осознания, что даже в застенчивом человеке может таиться такое чудовище! Критик Джон Сильвер, восторгаясь игрой Дастина, писал, что «это даже не бенефис, это просто какой-то актерский фейерверк. Возможно, до таких высот он никогда в своей карьере больше не добирался. И уж наверняка не доберётся». (Слава Богу, он ошибался!)

По мере того, как Дэвид осознаёт всю безвыходность ситуации и ищет решение не математической задачки, а на этот раз жизненной, Хоффман невероятно пронзительно показывает внутреннюю напряженность человека, которому нельзя расслабиться ни на секунду, если он хочет остаться в живых. На наших глазах герой перерождается, превратившись из тихого семьянина в убийцу, вошедшего во вкус насилия. В экстримальных ситуациях, зверь, живущий внутри каждого из нас, должен быть выпущен наружу для самозащиты. Но вот в чём вопрос: как при этом не забыть себя настоящего?..

Буквально за несколько лет Хоффман становится «антигероем». Лучшие работы Дастина тех лет объединяет то, что все его герои — аутсайдеры. Будь то бродяга Риццо «Крыса», интеллигентный математик Дэвид или известный комик Ленни Брюс — общество не принимает их, и каждый по-своему борется за право на достойную жизнь. Но, если в героях Хоффмана, можно найти общие черты, то в его исполнении ролей уж точно нельзя. Ведь Дастин, как я уже говорила, никогда не бывает одинаковым- он всегда старается погрузиться во внутренний мир героя, проникнуть к нему под кожу…

«Дастин невероятно быстро постигает суть образа. От него вы никогда не услышите: «Мой герой так не поступит». И действительно, он способен представить всё, на что его герой только может быть способен — даже на самое ужасное. «Вы мне докажите, что мой герой способен к скотоложеству, а я вам это сыграю. Дастин любит раздражать поведением своего героя, зная, что если ему удастся вернуть симпатии зрителей — а он в этом уверен, — вот это и будет самым захватывающим дух зрелищем».

В 1974 году Боб Фосс решает снять фильм о знаменитом комике Ленни Брюсе, перевернувшем жанр комедии, и поставившего всю Америку с ног на голову. В судьбе Брюса режиссер видел настоящую трагедию человека, который опережал время, и пригласил Дастина, чтобы тот оживил его образ. Режиссер считал, что именно энергетика и темперамент Хоффмана сумеет донести до зрителя смылс знаменитых скетчей Брюса. Хоффман подошёл к работе над ролью с присущей ему серьёзностью и кропотливостью. Вооружившись диктофоном, актёр брал интервью у родных и близких Ленни Брюса, стараясь понять, что за человеком он был. «Я не комик, я не больной. Этот мир болен, а я его врач. Я хирург, мой скальпель направлен на фальшивые ценности. Я не действую. Я только говорю. Я только Ленни Брюс».

Ленни был, скорее не комиком, а социальным критиком, который мог спокойно заявить, что Элеонора Рузвельт наградила веньерическими заболеваниями всю Америку. Щетинясь и выступая против истеблишмента, он нажил себе немало врагов. На каждом его выступлении присутствовал полицейский, готовый арестовать известного артиста. Ленни не раз был осужден и в судебном порядке подвергнут цензуре. Только вот смысла в ней не было — он продолжал говорить ТО, что думает ТАК, как думает. Умер Брюс при весьма загадочных обстоятельствах, обыгранных как самоубийство, но вызывающих подозрение, что власти просто устали бороться с дерзким выскочкой, к которому, к тому же, прислушивался народ. Хоффман великолепен в роли человека, не побоявшегося сказать своё слово, несмотря на давление со стороны властей. Он невероятно харизматичен в сценах выступлений, когда едкие монологи сначала вызывают недоумение, а позже заводят зрителей. Но к концу фильма (т.е к концу жизни героя) перед нам уже не тот Ленни с горящими глазами — мы видим совершенно затравленного человека, уставшего бороться против системы и остро ощущаем его боль…

Дастин Хоффман

Дастин Хоффман

 

«Всегда надеешься, что успеешь при жизни запечатлеть свой опыт на полотне», — скажет актёр однажды. В фильме Роберта Бентона «Крамер против Крамера», Дастин сумел поделился со зрителем не только своим актёрским мастерством, но и человеческим опытом. В то время они с первой женой разводились, и Дастин сказал режиссеру, что ещё никогда не видел фильма, который бы действительно передавал чувства человека, проходящего через эти мучения. Особенно, если у супругов есть дети, которые после развода останутся жить только с одним родителем, а со вторым получат лишь жалкие часы для встреч. Вместе с режиссером они провели три месяца в номере отеля, где жил Дастин, работая над образом Теда Крамера.

Герой Хоффмана «растёт» вместе со своим 7-летним сыном, на которого у него раньше не хватало времени из-за работы. Но его пришлось найти, т.к Джоана Крамер (Мерил Стрип) на грани нервного срыва бросила мужа, и, уехав в неизвестном направлении, оставила ребенка с ним. Наконец найдя общий язык с мальчиком, Тед осознает, что значит быть частью чьей-то жизни, быть полностью в ответе за неё и становится лучшей матерью и лучшим отцом в одном лице.

Спустя долгие месяцы Джоана находит взаимопонимание с самой собой и возвращается в Нью-Йорк, чтобы через суд получить опеку над сыном.

Думаю, у Дастина получилось сделать то, что, как он говорил ранее, никогда не встречалось в кино прежде…Невероятно тонко Хоффман передаёт переживания героя, как никто понимая его. Позже артист признался: «В этой роли очень много меня, больше, чем где-либо ещё».

За роль Теда Крамера Хоффман получил четвертую номинацию и выиграл свой первый «Оскар». А важны ли вообще награды для актера такого уровня, как Хоффман? «От этого трудно отрешиться. Не важно, сколько ты собрал призов, все равно где-то в мозжечке сидит мысль о том, тянет или не тянет роль на номинацию. И вскакиваешь утром пораньше, чтобы прочитать список номинантов. А потом говоришь себе: ну какого черта мне эта номинация! Хорошо идти на церемонию вручения, когда знаешь, что тебе ничего не светит. Пару раз, когда я получал награды, не могу забыть лица моих коллег, которые были номинированы вместе со мной, но пролетели. Их лица выражали боль, и я выглядел бы так же на их месте. Слава богу, я ни разу не ошибся, надеясь, что получу награду, когда она уходила другому».

Получив престижную премию, актёр, как правило, становится очень востребован. Ведь, пригласив его на роль в своем фильме, продюсеры рассчитывают на большие кассовые сборы. Несмотря на то, что уже более 40 лет финансовые проблемы не затрагивают Хоффмана, он всё же продолжает переживать за безработных актеров (которых в Америке 90%), помня, как сам долгие годы получал отказ. Так и зародилась идея фильма «Тутси», около года Хоффман вместе с режиссером Сиднеем Поллаком работали над сценарием.

Однажды талантливый, но безработный актер Майкл Дорси от отчаяния пробуется на женскую роль в дневной мыльной опере и получает работу! Моментально актриса Дороти Майклс, за которую выдает себя герой, становится любимицей Америки! Она подкупила публику своим обаянием и решительным феминистическим настроем. Хоффман вновь доказывает, что он — мастер перевоплощения, актер вдохновенно играет не переодетого мужчину, а именно женщину! Уморительно смешной, светлый фильм рассказывает о тяжелом актёрском хлебе. «В моей профессии редко бывает, что твоей персонаж заставляет тебя плакать, — говорит актер, — У меня так было с «Тутси», эта женщина заставляла меня рыдать. Да я и сейчас плачу. Этот фильм как бы подвёл меня к чему-то, я понял то, чего раньше не понимал».

Он вспомнил то далёкое, а может и недавнее, время, когда спал на кухне у друга, работал официантом и бесконечно бегал по прослушиваниям. И, как ни странно, был счастлив, только тогда он этого не понимал. Хоффман вместе с друзьями Джином Хэкменом и Робертом Дюваллем были как одна семья- их объединяли мечты о сцене, они с упоением смотрели французские фильмы Новой волны и хотели быть похожими на Марлона Брандо. «Если бы тогда нам кто-нибудь сказал, что через пару лет Хоффман, Хэкмен и Дюваль станут звёздами первой величины, мы бы смеялись до упада», — с улыбкой вспоминает актёр.

В 1987 году началась работа Хоффмана над фильмом «Человек дождя», который бы ни за что не состоялся без упорства актёра. Сменилось шесть сценаристов и четыре режиссера! Предпоследним стал Сидней Поллак, он честно проработал над сценарием три месяца, но потом отказался, сказав, что этот фильм- «не его». Именно тогда к нему на смену пришел Барри Левинсон, ставший в последствии любимым режиссером Хоффмана. «Отношения с режиссером — это как ухаживание за женщиной. Ведь если вы собрались жениться, вам надо учесть тысячу нюансов…».

Подготовительный период занял полтора года и, как считает сам Хоффман — это совершенно уместно. Ведь глупо торопить писателя в написании романа, так почему же все удивляются, когда так много времени уходит при работе над сценарием? «Дастин слишком творческая натура, чтобы удовлетвориться одним фильмом в год. Но вместе с тем, он чересчур обязателен, чтобы завершить в год хотя бы один. Это всё равно, что иметь актёром Толстого», — скажет в последствии Ларри Гросс.

Дастин Хоффман

Дастин Хоффман

Прочитав первоначальный сценарий, Хоффман принес свои пометки на 100 страниц — его не устраивал образ его героя, нравилась лишь сама задумка. Сценарист Басс, написавший окончательный вариант сценария, признается, что ключевые идеи принадлежат Дастину. «По первоначальному сценарию, Рэймонд, этот ненормальный, был само очарование, обаяшка, ну просто куколка. Нужно быть полным негодяем, чтобы его не полюбить. А зрителю только и оставалось, что ждать, когда наконец Рэймонд покорит Чарли,-говорит Басс,- Дастин же хотел сыграть Рэймонда человеком болезненно замкнутым, погруженным в себя, совершенно не способным на контакт с людьми. Этот раздражительный, унылый, как бы закупоренный человек не может к себе располагать. В итоге перед вами два героя, которые никак не могут сойтись. Но чем труднее им это сделать, тем глубже драма их отношений». Хоффман приезжал на консультацию к известному врачу Оливеру Саксу (чья история позднее легла в основу фильма Пенни Маршалл «Пробуждение») и подолгу наблюдал за пациентами, он копировал их жесты и пытался научиться с ними общаться. Изначально Дастина звали на роль Чарли Бэббита, но он захотел сыграть аутичного героя, т.к подобного опыта у него еще не было. Герой Хоффмана обладает уникальными способностями за считанные секунды складывать в голове огромные числа — его прототипом стал человек-арифмометр Ким Пик.

По первоначальному сценарию, братья-ровесники, но Хоффман правильно заметил, что неправильно снимать фильм про двух стариков. Так впервые всплыло имя Тома Круза, который в последствии и был утвержден. Круз с Хоффманом сразу же нашли общий язык, они подолгу репетировали перед съемками, что так любит делать Дастин, и даже менялись ролями во время этих репетиций, чтобы лучше увидеть своего героя со стороны.

В фильме Том Круз играет молодого расчётливого предпринимателя Чарли, чей умерший отец, с которым он не разговаривал много лет, не завещал ему ничего.

Всё состояние унаследовал аутичный брат Чарли по имени Рэймонд, про существование которого он раньше не знал. Ирония в том, что Рэя не интересуют деньги, он живёт в своём собственном мире, не зная им цену. Раздосадованный от чувства несправедливости герой Круза увозит брата из клиники и требует выкуп за него.

Поначалу Чарли раздражает старший брат, похожий на большого ребёнка, который абсолютно не адаптирован для городской жизни. Но, сам того не понимая, Рэймонд напоминает брату о том, как приятно радоваться мелочам и, что можно быть счастливым, даже не зная, что такое деньги.

В ключевой сцене фильма Чарли понимает, что «человек дождя», который пел ему в детстве, и есть Рэймонд (непередаваемая игра слов, маленький Чарли не выговаривал имя брата «Raymond» и получалось «rain man», что дословно переводится, как «человек дождя»). После трогательного разговора братьев, у Рэя случается припадок при виде горячей воды- он вспоминает, как 30 лет назад обжог младшего брата. И Чарли понимает, почему отец поместил Рэя в больницу.

Как рассказывает сам Хоффман, в каждом фильме есть сцена, которую не хочется играть. И, взглянув на расписание, возникает мысль в голове: «Чёрт побери, мы снимаем её уже завтра!». В «Человеке дождя» такой сценой для актёра стала именно эта — нерный срыв после разговора с братом. Актёр долго мучался, не понимая, как сыграть этот эпизод. И крик, который мы слышим в фильме, это не крик Рэймонда, а крик самого Дастина Хоффмана, который в тот момент чувствовал в себе, как в актёре, бессилие. Но режиссёру даже не понадобилось снимать второй дубль — настолько пронзительно была сыграна сцена…

В эпизоде предварительного прощания Рэймонд, который не переносит прикосновений, сам кладёт голову на плечо брата со словами: «Мой главный человек-Чарли». Этот момент был сымпровизирован Хоффманом, но режиссер оставил его в фильме, увидев, насколько тонко он передаёт привязанность братьев друг к другу.

История рассказана удивительно простым и, в то же время, трогательным языком. Оказавшись в неизвестном ему мире, Рэймонд фотографировал всё подряд — мы увидим его снимки на финальных титрах фильма. Режиссёр будто дарит их на память, и мы грустно улыбаемся, прощаясь с полюбившемся нам «человеком дождя».

Пожалуй, роль аутиста Рэймонда стала самой сложной в жизни Хоффмана, ведь любая актёрская игра предполагает контакт с партнёром, здесь же Дастину нужно было сыграть человека, не способного на общение с окружающим миром.

«Человек дождя» был признан одним из лучших фильмом 80-х годов, а игра Дастина Хоффмана удостоена множества премий, в том числе и «Оскара».

В каждом десятилетии актёр неизменно играл роли, которые точно улавливали дух времени. А с фильмом «Хвост виляет собакой» (вышедший в русский прокат под названием «Плутовство») так вообще приключилась забавная история. Эта картина — сатирический взгляд на политику, эдакий политический памфлет. За две недели до выборов в газеты просачивается новость о том, что президент США якобы домогался до несовершеннолетней девушки. Чтобы история не стала сенсацией и не загубила всю предвыборную компанию, за дело берется специальный помощник президента Конрад Брид (Роберт Де Ниро), который, ни больше ни меньше, решил на пустом месте развязать войну! Естественно, вымышленную. В качестве врага Брид выбирает Албанию.

-Почему Албания?
-А почему бы и нет?
-Что плохого они нам сделали?
-А что хорошего они сделали для нас? Вот что ты знаешь о них?
-Ничего.
-Видишь? Они держатся особняком. Такие себе изворотливые и совсем не заслуживающие доверия.

Как и этот диалог, фильм, искусстно снятый Барри Левинсоном, пропитан иронией, но при этом поднимает серьёзные проблемы. Для воплощения задуманного помощникам президента понадобился кинопродюссер, его образ и воплотил Хоффман. Стенли Моттс — эмоциональный, фонтанирующий идеями и жаждущий славы мужчина в летах, который, словно маленький ребенок, не терпит несогласия с ним. Фильм показывает насколько СМИ владеет умами людей, народ искренне верит в то, о чём трубят в новостях. Хотя на самом-то деле ролик с албанской беженкой, спасающейся из горящей деревни, снят в обычном павильоне и нарисован на компьютере, словно игра в «стрелялку».

После победы президента на выборах, эмоциональный Моттс не хочет больше молчать! Ему хочется поведать всему миру о своём успехе! И, естественно, делают так, чтобы он больше никогда не заговорил.

В «Плутовстве» Хоффман очень ярок в образе человека, который всего-навсего хотел, чтобы его имя запомнили и вовремя не понял, что он лишь пешка в чьей-то игре. Этот фильм обязательно показывают студентам-пиарщикам, как некое руководство к действию. Тема «Плутовства» всегда была и будет актуальна, ведь хвост всегда будет вилять собакой.

Самое интересное в истории этого фильма то, что фильм стал пророческим — буквально через несколько недель после его выхода разразился сексуальный скандал с Биллом Клинтоном, а вскоре была развязана война на Балканах. Многие стали шутить, что Белый дом теперь черпает идеи у кинематографистов.

Сейчас Дастину Хоффману 72 года, у него семеро детей и трое внуков, но он очень современный дедуля, который недавно даже получил молодёжную премию MTV за роль нестареющего хиппи в комедии «Знакомство с Факерами». Его партнёрами стали Барбара Стрейзанд и Роберт Де Ниро, с которыми они от души повеселились во время съёмок! А в 2008 году Хоффман озвучил смешного зверька (характер которого придумал сам) в мультфильме «Кунг-фу Панда», показанном на Каннском фестивале.

Съёмки последнего фильма с участием актёра «Последний шанс Харви» начались в октябре 2007 года и прошлым летом он вышел на экраны. Сценарий был специально написан для дуэта Хоффмана и Эммы Томпсон режиссёром Джоелом Хопкинсом. Вместе они работали над образом главного героя в течение нескольких месяцев, прогуливаясь по шумным улицам Нью-Йорка или сидя в квартире Хоффмана на Верхнем Ист-Сайде. Они пытались понять характер Харви Шайна, «разгадать» его личность. «Мы долго старались придумать подходящую работу для персонажа Дастина», -говорит режиссер. Хоффман предлагал сделать своего героя актёром мыльных опер, но позже решил, что у Харви должна быть работа, которую бы он сам считал унизительной.

Харви Шайн-одинокий разведённый сочинитель джинглов (музыки для рекламных роликов), разочарованный во всех сторонах жизни. В то время как его работа висит на волоске, Харви прилетает в Лондон на свадьбу дочери (с которой после развода, так и не смог найти общий язык) и встречает в аэропорту героиню Эммы Томпсон Кейт. И за 24 часа, проведённые вместе, герои понимают, что не хотят провести друг без друга и одного…

История не так проста, как кажется на первый взгляд. Будучи взрослыми людьми, Харви и Кейт борются со страхом перед новыми, потенциально серьёзными, отношениями. У каждого из них — последний шанс, но они боятся использовать его. За годы одиночества герои возвели некую стену внутри себя. Они знают, что вынесут любые несчастья, но не уверены смогут ли принять счастье…

«Последний шанс Харви» — очень светлый фильм с тонким британским юмором, он был тепло принят зрителями и критикой, и принёс актёрам по «Золотому глобусу».

Дастин Хоффман

Дастин Хоффман

Однажды Дастин Хоффман сказал: «Если меня и запомнят, то за две роли: Рико и «Рейн Мэн». И был не прав. За свой долгий и невероятно плодотворный творческий путь он создал множество ярких образов, которые полюбили зрители по всему миру.

Актёр полон энергии и жизненных сил, на премьере своего последнего фильма он объявил, что хочет овладеть иностранным языком и научиться играть джаз. И, самое главное, он всё так же предан любимому делу! Несмотря на многолетний опыт и заслуженный статус актёра-легенды, Дастин не даёт себе никаких поблажек! «Все то же самое. Как в самом начале карьеры. Я по-прежнему чувствую себя студентом: «О, у меня трудности с этой сценой! Я не могу это осознать!» Или вот вы мне говорите: «Вас очень любят в России!» Иисус, неужели и там меня знают? Клянусь, именно так я себя и ощущаю».

Недавно на вопрос журналиста, важно ли для Хоффмана общественное мнение, он мудро ответил: «Иногда, идя по улице, видишь безумно одетого человека — на нём оранжевая футболка, жёлтый галстук и зелёные штаны. И думаешь — ему уже точно стукнуло 70. Так вот, проснувшись однажды утром, ты понимаешь сколько времени потратил, переживая, что о тебе подумают другие… И приходит осознание: возможно, одна из прелестей жизни просто не думать об этом?».

Дастин Хоффман — живой классик. Именно ЖИВОЙ.

С годами он не растерял своей непосредственности, оставаясь в душе всё тем же обнажённо искренним юношей с горящим взглядом, который широко улыбнется и предложит вам сока, если вы позвоните в его дверь…

Маша Жигунова