«Притяжение» Бондарчука: о вторжении инопланетян в Чертаново

Сюжет фильма Федора Бондарчука «Притяжение» в двух словах можно описать так: на спальный район г. Москвы «Чертаново» обрушивается сбитая российскими ВВС летающая тарелка. Она же и становится эпицентром происходящих в дальнейшем событий и местом притяжения для всех действующих лиц, в том числе и главных героев: старшеклассницы — Юли (Ирина Старшенбаум), её парня Артема (Александр Петров), отца Юли – полковника Вооруженных сил (Олег Меньшиков) и, конечно же, инопланетянина (Риналь Мухаметов), вынужденного добираться до своего космического корабля.

«Притяжение» — это зрелищный блокбастер, изобилующий спецэффектами, которые органично вписаны в сюжет. Эта картина, безусловно, во многом новая для отечественного кинематографа: начиная с того, что это первый российский фильм о вторжении инопланетян на землю и заканчивая оригинальной драматургией.

Жанр «Притяжения» определить довольно сложно: это и фильм-катастрофа, и локальный триллер, социальная и военная драма, и подростковая мелодрама. Но, несмотря на такую мультижанровость, вся история выглядит крепкой и цельной.

Оригинальность в том, что в фильме нет отрицательных героев, отпетых мерзавцев. Здесь каждый обладает своим набором положительных качеств (честность, верность дружбе, смелость) и движим исключительно благими намерениями. Как это похоже на нас, не правда ли?

Инопланетяне случайно (из-за метеоритного дождя) обнаруживают свое присутствие и становятся жертвой защитной реакции землян: НЛО сбивает выпущенная из истребителя-перехватчика ракета. Падающий инопланетный корабль несёт за собой невольные разрушения и гибель землянам: в данном случае жителям Чертаново. У инопланетян нет другого выхода, как защищать себя и «кусочек» своего мира – космический корабль, на котором они прилетели. «Чертановцы» вынуждены защищать себя от свалившейся буквально на их головы напасти, а также от защищающих их сил правопорядка, оцепивших район.

Полковник в исполнении Меньшикова, олицетворяющий, по сути, всю «силовую» систему государства, действует согласно своему служебному и моральному долгу: защищать сограждан и родных, не допустить новых жертв и новых трагедий. У него, как и у каждого из героев фильма, своя правда, каждый мотив понятен и морально оправдан.

Трейлер фильма «Притяжение» (2017)

Таким образом, все участники истории сталкиваются с проблемой, из которой, казалось бы, нет выхода. Провокатором конфликта здесь выступают стечение обстоятельств и страх перед неизвестным, другим, чужим, который провоцирует естественную агрессию. Причем для инопланетян «чужие» – это мы, земляне, москвичи. И этот конфликт многоуровневый: конфликт с внешней угрозой и конфликт между участниками истории. Эта прекрасно сделанная с технической точки зрения фантастическая «упаковка» наглядно демонстрирует зрителю нынешние проблемы общества, в диалогах хорошо прописана современная социальная полемика.

Мы видим, как желание защитить территорию, родину, на которой ты родился, своих близких и родных, как любовь к девочке, делают из обаятельного и смелого Артема зверя, как на глазах развивается трагедия, от которой в итоге страдают все. «Теневая» сторона полковника, как ни парадоксально, заключается в отцовской любви к единственной дочери: желание защитить своего ребенка лишает её возможности беспрепятственно общаться с любимым человеком, превращает жизнь девочки-подростка в жизнь по уставу, в благоустроенную казарму. Меж тем полковник – настоящий образец не шаблонного «твердолобого вояки», но правильного офицера. Он и должен таким быть: интеллигентным, честным, волевым и умным. Именно эти качества в итоге обеспечивают выход из тупика, заставляют охранительную функцию сработать так, как она должна срабатывать всегда: не допустить массовых жертв и нивелировать всеобщее напряжение. Ведь прежде чем уничтожить врага, его нужно изучить, а значит понять, оценить его намерения и степень исходящей от него опасности. А для этого нужно воздержаться от импульсивных враждебных действий в отношении неизвестного и удержать от них других.

Официальном референсом фильма является картина Нила Бломкампа «Район № 9», о котором постоянно упоминает режиссер Ф. Бондарчук. Но здесь ситуация несколько иная: от остального мира оказались огороженными люди: и инопланетяне, и местные жители. А «чужим» становится в том числе и любой, кто пытается разглядеть в пришельцах не врагов, а просто других и понять, что им нужно. Желание просто понять «чужого» интерпретируется, как предательство.

Тема «свой-чужой», поиски диалога, приводящего к компромиссу, в фантастических фильмах не новы: можно вспомнить и классический фильм Вольфганга Петерсона «Враг мой» (1985), где землянин и представитель враждебной расы рептилоидов оказываются одни на заброшенной планете и без взаимопонимания им просто не выжить.

Отдельные сцены фильма и «трансформация» главного героя Артема заставляют вспомнить роман «Санькя» Захара Прилепина и его театральную постановку «Отморозки» (режиссер Кирилл Серебренников). Примечательно, что Федор Бондарчук привлек к работе в картине молодых артистов «Гоголь-Центра», где шел этот спектакль. Так, толпа, движимая яростью и страхом, пытается прорвать оцепление, а полицейские чины призывают в рупор всех к спокойствию и просят разойтись. И тут снова у каждого своя правда: люди хотят очистить территорию от пришельцев и выйти в город, полиция и военные не могут, с одной стороны, выпустить эту агрессивную массу, чтобы не поставить под угрозу остальные районы. С другой – нужно не допустить кровопролития внутри самой толпы. С третьей – «силовики» вынуждены охранять периметр, где лежит корабль, от этих же людей, которые потеряли близких, ибо неизвестно, какими силой и намерениями обладают обитатели космического корабля. Чтобы нарушить хрупкое равновесие оказывается достаточным одного выкрика и брошенного камня. Завязывается кровавая потасовка, где нет ни правых, ни виноватых.

Вообще, в фильме часто звучит фраза: «Мы же люди!». Это напоминание совсем нелишнее для современников: нам не нужны никакие внешние злые силы, будь то инопланетяне, глобальные заговоры или нашествие зомби, чтобы вцепиться друг другу в глотки и уничтожить себя. Только понимание и осознание того, что да, мы все разные, но все же люди, может спасти от кровопролития и остановить конфликт.

Надежда Гребенникова

ps Мнение редакции может не совпадать с мнением автора