Фото со съемок культового фильма «Робокоп» (1987)

Фильм «Робокоп», появившийся на экранах в 1987 году, стал логическим продолжением модных в ту пору фантастических картин, что называется с философским подтекстом и межстрочным посылом, предостерегающим человечество о грядущих потрясениях.  И, если по началу казалось, будто антиутопия Пола Верховена уступает наиболее ярким представителям жанра, коими были «Бегущий по лезвию» и «Терминатор», вышедшие несколькими годами ранее, то позже стало ясно, что робот-полицейский по имени Алекс Мерфи титановыми стопами и почти человеческими слезами по праву отвоевал себе место среди лучших.

А начиналось все весьма прозаично, 30-летний никому неизвестный сценарист Эдвард Ноймайер, увидев постер к фильму «Бегущий по лезвию», загорелся историей о роботе-полицейском, творящем справедливость в мире недалекого будущего, где на эту самую справедливость нет и намека. Ноймайер увлек своим замыслом Майкла Майнера, и уже вместе они написали черновой вариант сценария будущего «Робокопа».

Робокоп, 1987

Робокоп, 1987

По сюжету хороший полицейский и примерный семьянин Алекс Мерфи, становится жертвой жестокого убийства членами одной из банд Детройта. Спасти Мерфи не удается, но его тело и мозг становятся подходящим материалом для экспериментального проекта «Робот-полицейский» корпорации OCP.

Сценаристам повезло, в тот самый момент, когда они околачивали пороги киностудий, пытаясь продать историю про «Робокопа», им «посчастливилось» застрять на несколько часов в аэропорту Лос-Анджелеса, где вместе с ними в ожидании рейса томились голливудские продюсеры. Ноймайеру и Майнеру только и оставалось, что во всех красках преподнести свой замысел, да продемонстрировать перспективы будущего фильма. В итоге проект «Робокоп» был сначала взят на заметку, а затем на студии Orion Pictures картине выделили бюджет и запустили в производство.

Пост режиссера получил голландский кинематографист Пол Верховен, который до этого более двадцати лет с успехом работал в Европе и, наконец, решился перебраться за океан. Любопытно, что, когда Верховен впервые прочитал сценарий «Робокопа» он ему жутко не понравился и снимать его он вовсе не собирался, если б не его жена, которая сумела убедить несговорчивого мастера взяться за работу.

На главную роль Алекса Мерфи Верховен хотел пригласить Рутгера Хауэра, которого ранее снимал в шести своих фильмах, однако студия не одобрила его планов. Другими известными претендентами на роль Робокопа были Майкл Айронсайд и Арнольд Шварценеггер, который хоть и был на пике популярности, но, по мнению Верховена, в костюме Робокопа смотрелся бы слишком большим. По иронии судьбы и Шварценеггер, и Айронсайд сыграли главные роли в следующем американском фильме Пола Верховена – «Вспомнить все» (1990). Роль Мерфи же досталась почти 40-летнему американскому актеру Питеру Уэллеру. На роль его напарницы офицера Льюис, Верховен утвердил Нэнси Аллен, которую, правда, заставил состричь ее длинную пышную прическу, чтобы лишить ее героиню всякого намека на сексуальность.

Одной из главных сложностей, возникших в процессе съемки «Робокопа» стало создание образа робота-полицейского. Характер персонажа был позаимствован у главного героя английских комиксов про Судью Дредда, а за основу внешнего вида Робокопа художники, работавшие над картиной, взяли костюм Железного человека, популярного героя комиксов Marvel. Интересно, что в одной из сцен фильма в магазине, авторы, будто отдавая дань уважения Marvel, показывают человека, просматривающего этот комикс. Когда же костюм Робокопа на себя примерил Питер Уэллер, выяснилось, что придуманные для его роли движения, он просто был не в состоянии выполнять, в итоге в срочном порядке их пришлось менять. Уэллеру, однако, легче не стало, за каждый съемочный день он терял в весе около полутора килограмм, потому как костюм оказался слишком тяжелым.

Робокоп, 1987

Робокоп, 1987

Съемки фильма начались 6 августа и продолжались до 23 октября 1986 года. Большая часть натурных сцен снимались в Далласе, а местная мэрия послужила центральным офисом корпорации OCP.

В 1987 году полностью готовый фильм «Робокоп» получил рейтинг Х, что фактически ставило крест на прокатных ожиданиях Orion Pictures. В итоге Пол Верховен был вынужден перемонтировать часть фильма, сократив количество крови и насилия в эпизодах. В частности для широкого проката были вырезаны особо жестокие моменты из сцены расстрела Алекса Мерфи, а в сцены с показом новостей были добавлены юмористические кадры, чтобы отвлечь зрителя от насилия. Старания Верховена не прошли даром, после нескольких попыток «Робокоп» получил щадящий рейтинг R, и 17 июля 1987 года в США состоялась премьера картины.

«Робокоп» оказался сверхуспешным фильмом, 13-миллионный бюджет картины был превзойден более чем в четыре раза, общие сборы фильма в американском прокате составили 53 миллиона долларов, что позволило картине Пола Верховена войти в 20 самых успешных фильмов 1987 года. «Робокоп» удостоился призов ведущих мировых фестивалей кино, а в 1988 году был номинирован на три премии «Оскар», получив награду за лучшие звуковые эффекты.

Пол Верховен закрепился в Голливуде, и добился наибольшего успеха с выходом фильмов «Основной инстинкт» (1992) и «Звездный десант» (1997).

Международный успех его фильма «Робокоп» дал старт целой франшизе о приключениях робота-полицейского. Эдвард Ноймайер написал сценарии к двум продолжениям «Робокопа», вышедшим в начале 1990-х годов, выступил создателем трех телесериалов, а позже по сюжету оригинального фильма были выпущены видеоигры и две серии комиксов.

Андрей Капетский