«Миллионер из трущоб» — За и Против

Великий кинематограф живет протестами, великое американское кино живет прекрасными чувствами, воспитанием которых в Голливуде занимаются уже множество лет, пускай иногда эти самые чувства имеют горький привкус. Тем удивительнее, что новый фильм британца Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб» в действительности отношения к Голливуду не имеет никакого, и был снят британскими студиями Film4 и Celador Films без участия хоть сколь либо известных в мире актеров.

Удивительно это впрочем, лишь по тому, что режиссер Дэнни Бойл, начинавший свой творческий путь с таких решительно неамериканских работ как «Неглубокая могила» и «На игле», неожиданно стал пророком Голливуда в своем отечестве. Это обстоятельство хотя не делает его творчество уязвимым для скользких выпадов, но приобретает особенную важность в изучении его последней картины «Миллионер из трущоб». Фильма, который снят на стыке сразу трех культур и, порой способен так искусно проявить себя, что остается лишь встать и поаплодировать мастерству автора.

Огорчает лишь одно. Создавая удивительный мир мальчика из индийских трущоб Джамала Малика, яркий и красочный, но притом совершенно бесчеловечный, Бойл позволил себе вольность или слабость, но уж точно не смелость, превозносить одно, за счет принижения другого. И это в некоторой степени служит потолком для хвалебных изысков в сторону его бесспорно замечательной работы. Проще говоря, Джамал, бережно хранивший на протяжении всей своей не долгой, но суровой жизни великое чувство любви, выступает у Бойла прямо-таки Прометеем, который в итоге умудрился «зажечь» всю Индию. Решение замечательное, но условность убожества окружающего его мира Мумбаи, где детей, если на куски не разорвут, так отдадут в рабство, а не отдадут в рабство, так, того и жди, настигнет голодная смерть, все это оставляет в раздумьях, которые лишают картину Бойла достоинств натуральной школы кино.

Бойл балансирует на тонкой грани между романтической комедией и психологической драмой, пытаясь вывести зрителя на новый уровень восприятия. И именно здесь кроется та самая огорчающая неувязка. Вопрос совместимости сцен издевательства над детьми, когда бездомному ребенку просто выжигают глаза, чтобы денег больше подали со сверх пафосной сценой встречи влюбленных на пустующем перроне вокзала, будто списанной с учебного пособия «Как снять романтический фильм».

Очевидно, что выжженные ребенку глаза и прочая действительность Мумбаи, для Бойла своего рода ступень к вершине любовного Олимпа. Можно сколько угодно отнекиваться на иные ценности картины «Миллионер из трущоб», но правда в том, что все ужасы, показанные в фильме, призваны обострить ощущение восторга от беззаботной концовки, в которой есть красавица и ее герой с 20-ю миллионами рупий. А те детские выжженные глаза за кадром. И вот вопрос, зачем так усугублять, если это действительность Индии, то разве можно столь бесцеремонно заслонять ужас происходящего по-своему прекрасной, но очевидно наигранной историей любви? Если же, показанная в фильме «Миллионер из трущоб» реальность действительно имеет место быть вот в таком виде, то Бойл не миссионер, и не «колокол» поколения, призывающий общественность к совести, а всего лишь нещадный эксплуататор, способный ради своей выгоды сыграть даже на выжигании глаз детям.

«Миллионер из трущоб» логически последовательный элемент в цепи творений даровитого режиссера Дэнни Бойла. В наиболее ярких его фильмах прошлого, будь то «На игле», «Пляж» или «Пекло», Бойл ни разу не стремился осуждать мир своих героев, создавая его в первую очередь интересным и увлекательным, что вне всяких сомнений отвлекает от изначального морализаторства его историй. «Миллионер из трущоб» в этом смысле совершенное продолжение его фильмографии. Множество приемов настоящей жесткости в сюжете, смелые операторские решения, но в тоже время наивность, пафос и воистину голливудское окончание фильма, и все это, основано на сложной и далекой культуре Индии.

Разумеется, такое суждение о работе Дэнни Бойла имеет справедливость существовать лишь при анализе частных составляющих фильма, общее же рассмотрение его картины свидетельствует о необыкновенной силе и особенности его таланта. Фильм «Миллионер из трущоб» не просто хорош, он великолепен.

Бойл поэтичен, его герой видоизменяется внешне, но его внутренняя красота, высота устремлений идеально выверена. Джамал Малик вызывает глубокую симпатию, Бойлу магически удается передать зрителю ощущение почти родственной связи с главным героем. Это искреннее сопереживание не позволяет отвлечься, освободиться от фильма на всем его протяжении, ведь именно Джамал, ведомый одновременно и режиссером, и зрителем с раннего детства появляется почти в каждом кадре картины.

Широкая способность Джамала Малика понимать и чувствовать, настолько выше беспощадной, окружающей его действительности, что, безусловно, вызывает восторг и упоение от просмотра фильма.

Разнородность картины, ее самобытная красота в художественном отношении, в конце концов, узаконивает права Бойла над впечатлениями зрителей. «Миллионер из трущоб» кино на грани вдохновения и негодования, но произведение удивительной силы, где требование прекрасного выше и важнее самых страшных страданий.

Леня Клопотовский