Московское эхо фестиваля анимации в Суздале

С 18 по 21 марта прошло Эхо Суздаля ‒ бесплатные показы конкурсных мультфильмов XX открытого фестиваля российской анимации в Суздале (параллельно проходящего с 18 по 23 марта). Помогало провести этот «дубль» суздальского фестиваля в Москве арт-объединение Cool Connections, чья непосредственная деятельность связана с организацией различного рода кинособытий и курированием ряда международных проектов на кинофестивалях. Помимо этого Cool Connections занимается организацией трансляций международных спектаклей на экранах российских кинотеатров.

На эти премьеры российских мультфильмов пришло настолько много публики, что кинозал на 80 мест оказался полностью забит. Опоздав, некоторые гости стояли, прижавшись спинами к стенам. Но не уходил никто. Аудитория состояла не только из «случайных» зрителей, на показы явились студенты Scream School и опытные профессиональные аниматоры. Самые хорошие места приходилось занимать минут за 15 до начала. Перед началом показа у входа каждому пришедшему давался в руки листик с распечаткой программы показа с просьбой отметить наиболее понравившийся мультфильм. В финале благодарные любители анимации отмечали наиболее впечатлившие их мультипликационные произведения искусства кто как мог: галочками, оценками с плюсиками, и даже собственными веселыми придуманными значками.

Почему банан огрызается

м/ф «Почему банан огрызается»

Были представлены три основных «разновозрастных» программы: «0+» (программа «Сколько лап у собаки»), «6+» (из двух программных частей: «Летающий мальчик» и «Чужой среди айсбергов») и «12+» («Почему банан огрызается»).

Особенным успехом пользовалась у москвичей и гостей столицы программа мультфильмов для взрослых «12+» хронометражем 100 минут, названная в честь одноименного анимационного шедевра «Почему банан огрызается». Этот мультфильм молодого аниматора Светланы Разгуляевой получил заслуженное Гран-При на XX Суздальском анимационном фестивале. Его сюжет с несколько кафкианскими аллюзиями на «Превращение» представляет из себя рассказ–исповедь.

Андрей Хижина и его горе

м/ф «Андрей Хижина и его горе»

Ведущее действующее лицо ‒ заурядный обыватель-одиночка, у которого внезапно отрастает хвост. Молодой человек работает рекламным агентом в желтом нелепом одеянии «банана» и из-за высовывающегося некстати из-под костюма хвоста то и дело становится объектом детских насмешек. Неуместный и «возмутительный» для человеческого обличья длинный хвост доставляет сперва массу неудобств, чуть не доводя бедолагу до суицида, но в результате спасительной встречи человека-«банана» с давней ребяческой мечтой стать моряком, оказывается всего лишь маловажной деталью внешности.
Закадровый, «переминающийся» голос деликатного, робковатого юноши придает нотки харизматичного очарования этому произведению, словно специально созданному для воплощения характера возвышенного мечтателя с социопатическими наклонностями и долготерпеливого интроверта в одном лице. Приз, который в конце фестиваля вручил режиссер Андрей Хржановский этой иронично-философской работе так и называется «за одинокий голос человека». «Почему банан огрызается» был удостоен еще и специального приза Татарского. В профессиональном рейтинге аниматоров фильм занял второе место.

Мы не можем жить без космоса

м/ф «Мы не можем жить без космоса»

На первом месте ‒ с наивысшим рейтингом среди всех участников 314 ‒ работа известного российского аниматора и неоднократного лауреата международных конкурсов Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса», ‒ она получила к тому же специальный приз фестивального жюри «за космическое мастерство» и является первой по количеству номинаций на национальную анимационную премию «Икар».

Фабула «Мы не можем жить без космоса» проста и гениальна: два неразлучных друга, еще с детства мечтающих улететь осваивать космические пространства, проходят ряд труднейших испытаний при подготовке к полетам. Друзей объединяет одна цель ‒ увидеть вблизи далекие звезды. Они уверены в том, что нет препятствий на их пути, но жизнь вносит свои коррективы. В космос летит только один из них. Нечаянная катастрофа, приключившаяся с товарищем, лишает его друга всего вкуса к жизни. В момент кульминации, совпадающей с финальной развязкой (встреча рук друзей в пространстве вселенной) мультфильм оборачивается сюрреалистической метафизической иллюзией, дополняющей в утешение все человеческие страдания на этом свете пронзительными мечтами о желанном свидании с самыми близкими в потустороннем и звездном рае.

Еще одно мультипликационное творение от киностудии «Анимос», обещающее стать нетленкой, ‒ черно-белый с аспидно-голубоватыми и серо-сланцевыми оттенками мультфильм «Андрей Хижина и его горе». В профессиональном рейтинге аниматоров этот фильм Алексея Демина получил 5-е место с рейтингом 105 и приз как лучший профессиональный короткометражный фильм. Жюри отметило оригинальную звуковую палитру ленты: закадровый голос обладателя ряда кинопремий актера Сергея Дрейдена и музыку композитора Андрея Семенова.

На пороге Ильич

м/ф «На пороге Ильич»

По композиционной динамике у создателей получился анимационный рисованный эскиз о генезисе депрессии, невероятно затягивающий вглубь своей атмосферы. Как фантастический центр притяжения ‒ мощный производственный объект ‒ подводный завод, где трудится, скрываясь от своего горя инженер Андрей Хижина. Мир картины будто соткан из дрожащих силуэтов и крадущихся теней, пронизан до костей морским холодным бризом и погружен глубоко в память, в которой круглосуточно кипит работа по перестановке с места на место событий прошлого. Мультфильм помогает понять, что по-настоящему важно в этой жизни и почему от себя никуда не сбежишь.

«Андрей Хижина и его горе» является экранизацией рассказа писателя Давида Дара (из сборника русской фантастики «Богиня Дуня и другие невероятные истории»). По своей светлой и щемящей ностальгии эта анимационная короткометражка перекликается также с сатирическими постреволюционными художественнно-литературными зарисовками быта советских граждан, созданными нашими замечательными писателями 20-х гг: Юрием Олешей, Михаилом Зощенко, Аркадием Аверченко и т.д.

Шестиминутный «Очень одинокий петух» киностудии «Союзмультфильм» от режиссера Леонида Шмелькова (автора недавно «отгремевшего» анимационного артхауса «Мой личный лось» ‒ приз Берлинского фестиваля и национальная премия «Ники» 2015 г.) получил заслуженное третье место в профессиональном рейтинге аниматоров.

Для искушенных гурманов в области мультфильмов для взрослых «Очень одинокий петух» ‒ безусловный «деликатес» звуковой анимации. Это творение Шмелькова завораживает своим продуманным темпоритмом и крепко привязанным к нему грациозным метафорическим абсурдизмом художественных образов. Почти хирургическая точность в движении частей изображения, внимание к деталям и их шуточное обыгрывание в гармонии тщательно посекундно выстроенных сцен ‒ «фишка» этого необычного мультфильма, слегка напоминающего старую грузинскую комедию.

Подлинная анимационно-поэтическая жемчужина русской языческой этники в списке программ «12+» ‒ «Купава» от режиссера Оксаны Черкасовой.

Временная продолжительность истории «Купавы» всего сутки. За одну ночь в лесу на Ивана Купала, главная героиня преображается из неуклюжей девочки- «кулемы» в обольстительную волшебницу. На следующее утро она уже неотразимая юная женщина, уверенная в своих силах. А помогла ей в этой ключевой трансформации одна необычная бабушка ‒ лукавая кудесница природы, словно жонглирующая всеми тайными чудесами: шелестом трав и дыханием цветов, самопроизвольно сплетающихся в венки, а также всеми надземными, подземными и водными тварями. Ее юная подопечная, благодаря чарам, втягивается в веселый, по-дикому первобытный хоровод-круговерть, из которого по доброй воле уже никак не вырваться. «Кулема» последовательно превращается то в лесную нимфу, то в русалку, то в огненную фею. А своего простодушного кавалера дразнит, влечет, играючи одурманивает откровенными нагими и великолепными формами… Эта работа Оксаны Черкасовой получила диплом жюри фестиваля с витиеватой формулировкой: «за последовательную и удачную разработку фольклорных мотивов в анимации».

Робот Виталий

м/ф «Робот Виталий»

Стоит отдельно отметить трогательную ленту свердловской студии анимации «А-фильм» от режиссера Екатерины Соколовой «Волк Вася». Она получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков «за оригинальное прочтение классики», потому что ее сценарий написан на основе рассказов А. П. Чехова. Главным героем в мультике стал, однако, не человек, а именно волк с весьма эксцентричным занятием ‒ он художник. К тому же, художник, страстно влюбленный в миловидную человеческую особу, которая ему с радостью отвечает взаимностью. Времена года, привязанные к разным циклам развития их отношений, делят сюжет на несколько коротких эмоционально по-разному окрашенных новелл, объединенных одним местом действия (в дворянской усадьбе) и одними теми же персонажами, последовательно проходящими свои периоды внутренних и глубоких душевных потрясений.

Зрителями, как на самом суздальском фестивале, так и на московских показах, был тепло принят анимационный креатив «На пороге Ильич» от режиссера-мультимедийщика, студента ВГИКа Михаила Солошенко. Картина выполнена в оригинальной технике с использованием серии фотографий, разбитых мелкими сегментами на целые серии фаз движения. Эти фотографии персонажей и деталей интерьера были получены из заранее снятого видеоряда и анимированы в традиционной анимационной технике компьютерной перекладки изображений.

Суть происходящего на экране напоминает новый анекдот из наследия Хармса про Пушкина, только тут оппонентом-дуэлянтом поэта внезапно становится никто иной, как картавый Ленин. Причем оба героя забавны до невозможности, умещаясь со всеми своими пылкими страстями и пламенными баталиями буквально на ладошках. Душераздирающий диалог двух крошечных суперменов не может оставить равнодушными и жителей старой коммуналки, в которой привычно устраиваются на ночь подобные странноватые, но «знакомые все лица» … «На пороге Ильич» получил диплом Гильдии киноведов на суздальском фестивале «за фильм, в котором Пушкин наконец победил Ленина».

Очень трогательна «мамская» история, нарисованная в стиле аскетичного графического минимализма ‒ «Курица» от художника и режиссера Васико Бедошвили студии «Союзмультфильм». Приключения легкомысленной наседки, пытающейся вначале избежать участи внезапно свалившегося на нее материнского долга и сбежать от собственного яйца, от души веселят и умиляют. Курица становится в финале счастливой многодетной приемной мамашей целого выводка цыплят и находит опору и любовь в лице добродушного пернатого водителя.

Купава

м/ф «Купава»

Оригинален анимационный ролик в категории «12+» ‒ «Робот Виталий», представляющий из себя клип от режиссера Наталии Березовой к песне группы «Несчастный случай». Видеоряд с юмором повествует о роботе-романтике и его друзьях. Ржавые приятели в производственных условиях (на заброшенном советском заводе) занимаются неумеренными возлияниями спиртосодержащих напитков и выкидывают с пригрезившимися «огненными белочками» смертельно опасные для техники безопасности на предприятии головокружительные фортеля.

В целом, представленные мультипликационные картины оставили самое положительное впечатление у всех участников просмотра конкурсной анимации. Такие показы ‒ действительно незабываемое зрелище! Каждый мультфильм на фестивале по своему стилю уникален.

В представленных анимационных произведениях общие тенденции осмысления известных событий и знаменитых личностей разных эпох и стран отражают авторские альтернативные истории про них, рассказанные с добрым юмором (например, из категории 6+: «Про солдата» В. Телегина, «Братья Люмьер» Д. Куприянова или «Таинственные черепки» Д. Семенова), а также оригинальные версии трактовок экранизаций литературных произведений (яркий пример ‒ «Волк Вася» Е. Соколовой). Видно, что последнее время аниматоры уделяют пристальное внимание развитию звуковой драматургии, это касается как и закадровой озвучки персонажей голосами «обычных людей» для естественного восприятия текста, так и скрупулезного создания гармоничного звукоритма в сценах, включая окружающие шумы и музыкальные фрагменты. В сюжетах полностью отсутствует культивирование идей, характерных для общества потребления, ‒ на эту тему нет даже сарказма подобного «Бивиса и Баттхеду». Зато во многих фестивальных мультфильмах ощущается ностальгия по советскому прошлому, ‒ мягко и беззлобно обыгрываются основные мифологемы, детали быта и символы советского периода («На пороге Ильич» М. Солошенко, «Девятый вал» А. Туркуса, «Робот Виталий» Н. Березовой и др.). Возрождаются в свежих красках традиционные славянские мотивы («Купава» О. Черкасовой).

Проходящий ежегодно суздальский анимационный фестиваль ‒ это ведущая экспериментальная мультимедиа-арт площадка, насыщенная флюидами ошеломительного креатива и щедро излучающая их неравнодушным людям. Если вы хотите хотя бы приблизительно себе представлять, что такое вдохновенное кипение идей в российской творческой среде художников на сегодняшний день, обязательно смотрите произведения наших талантливых мультипликаторов. Ведь это именно тот резерв воздуха созидательной свободы, в котором рождается новое настоящее искусство.

Лоцманова Светлана