«Я шагаю по Москве» (1963)

Прошло уже более пятидесяти лет со дня выхода на экраны одного из самых пронзительных фильмов о Москве — лирической комедии Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Фильм молодого режиссера в одночасье стал лидером проката, в первые же годы его посмотрело около 20 млн. зрителей. Фильм также открыл миру талант молодых студентов Никиты Михалкова и Евгения Стеблова.

Сюжет

Проездом на родину погибшего товарища молодой монтажник из далекой тайги на один день заехал в Москву, чтобы встретиться с редактором журнала «Юность», в котором он напечатал свой первый рассказ. Этот день в Москве он провел с новыми друзьями — молодым метростроевцем, его другом-призывником и продавщицей из музыкального магазина.

Режиссер

Георгий Данелия

В главных ролях

Алексей Локтев, Никита Михалков, Галина Польских, Евгений Стеблов, Владимир Басов, Ролан Быков, Инна Чурикова

"Я шагаю по Москве", 1963

«Я шагаю по Москве», 1963

Режиссер и актеры о создании фильма «Я шагаю по Москве»

Георгий Данелия, режиссер:

— Ко мне пришел Гена Шпаликов  и говорит: «Я классный сюжет придумал. Давай кино снимем?» Я спросил, какой сюжет. «Вовсю льет дождь, а по улице босиком идет девушка, в руках несет туфли, а за ней едет велосипедист». «А что дальше?» — снова спросил я. «Ну а дальше придумаем», — ответил Гена. Вот так мы начали работу над фильмом «Я шагаю по Москве». Недавно был в Париже и в разговоре с одним французом стал перечислять фильмы, которые снял. Он слушал-слушал меня, а потом спрашивает: «А вот есть фильм, в котором под дождем идет девушка. Это не ваш?» И мне было очень приятно, что ему запомнился именно этот эпизод.

Хотя сценарий «Я шагаю…» принимался довольно непросто. Шпаликов ведь был еще и сценаристом картины Марлена Хуциева «Застава Ильича», которая попала под настоящий обстрел киноначальства и самого Хрущева. Тот фильм ругали за то, что главные герои — три парня и девушка — ходят себе и не пойми чем занимаются. А в нашем-то фильме тоже три парня и девушка и тоже вроде ничего не делают. После всех мытарств с утверждением сценария мы взяли и добавили в него сцену с полотером, которого сыграл Владимир Басов. Персонаж Басова говорит молодым героям то, что нам говорило начальство. А Алексей Локтев, играющий молодого сибирского писателя, отвечал ему так же, как мы отвечали руководству. Но ничего, сценарий приняли, и съемки начались.

Мы изначально решили снять этакую сказку о Москве. Старались показать наш город красивым. Натуру выбрали в одном из арбатских переулков. Дом, в котором по сюжету живет персонаж Никиты Михалкова, выкрасили снаружи, за что потом получили по шапке. Настоящие жильцы дома написали на нас жалобу — вот, мол, фасад подновили, начальство решит, что все в порядке, и капитальный ремонт делать не будут.

Рядом с домом построили кафе — то, в котором в первых кадрах сосед Михалкова моет стекла и учит английский. Ну не то чтобы построили — две стены поставили. Наш замечательный оператор Вадим Юсов так все красиво снял, что на самом деле все получилось сказочно красивым.

В том, что фильм получился таким, каким его запомнили и полюбили миллионы зрителей, — огромная заслуга выдающегося композитора Андрея Петрова. И команды актеров, для некоторых из которых картина «Я шагаю по Москве» стала дебютом в кино. Например, Инны Чуриковой, Владимира Басова, Льва Дурова. Впервые в эпизоде снялась Ирина Скобцева, до этого игравшая только главные роли. А я дружил с Сергеем Бондарчуком и через него уговорил Ирину.

Никиту Михалкова мне «сосватал» его родной брат Андрон. Я и до этого видел Никиту, такого маленького гадкого утенка. И вдруг на площадку пришел почти баскетболист из Щукинского училища. Вместо Евгения Стеблова планировалось снять другого актера, которого для проб мы даже побрили наголо. Но стоило появиться Жене, как стало понятно — играть должен только он.

"Я шагаю по Москве"

«Я шагаю по Москве»

Евгений Стеблов:

— Да, и сколько я ни просил Георгия Николаевича сказать, чье место я занял в картине, он неизменно отказывается. Зачем, говорит, тебе знать, кто тебя люто ненавидит. Мы ведь действительно после выхода фильма проснулись знаменитыми. Учился тогда на втором курсе театрального училища, и съемки в «Я шагаю по Москве» стали для меня чудом.

Для эпизода в военкомате меня побрили наголо. Но так как кино такая штука, которая снимается не всегда последовательно (сегодня — начало, а завтра — конец), то меня периодически подбривали. Волосы-то растут. И я, чтобы ради стрижки не приходить заранее на площадку, решил стричься в парикмахерской рядом с домом. На меня там смотрели как на городского сумасшедшего. Сами посудите: через день к вам является лысый парень и заявляет, что он оброс.

Галина Польских:
— И у меня есть история с парикмахерской. Я ведь ни сном ни духом не ведала, что Данелия собирается снимать новый фильм. Приехала как-то на пробы к другому режиссеру, иду по «Мосфильму», и вдруг меня выхватывает ассистентка Георгия Николаевича и ведет к нему. У Данелия тогда болела спина, и, когда мы вошли в его кабинет, он так полулежа располагался на диване. Пробы у меня были, как у лошади на смотринах. «Нет, светленькая нам не подходит», — сказал Данелия, и меня тут же повезли в салон красить. «Нет. Черной ей быть еще хуже. Верните все, как было», — снова остался недовольным режиссер. Но меня все-таки утвердили. И я очень счастлива, что у меня есть эта картина. Хотя особой моей актерской игры там как раз и нет.

Никита Михалков:

— Я тоже в этом фильме играл самого себя. Даже подумал: «Как, оказывается, легко быть артистом. Говоришь свой текст — и все». Я тогда был студентом Щукинского театрального и, честно говоря, до последнего сомневался, что Данелия даст мне роль. Потом, когда довелось ощутить все тяготы профессии, понял, что съемки «Я шагаю…» были просто счастливым свободным полетом. Который бывает, наверное, раз в жизни. Просто все совпало: легкий, изящный Гена Шпаликов, молодой, остроумный, дерущийся, влюбляющийся Данелия и мы, щенки, рядом.

Но у меня нет ностальгии по картине и тому времени. Для меня фильмы — как отлетевшие ступени ракеты. Не ощущаю груза и бремени сделанного. Когда встречаемся, никогда не говорим: «А вот помнишь…» Нет, мы вспоминаем, умираем со смеху, порой рыдаем, но какого-то сожаления и пафоса нет.

"Я шагаю по Москве"

«Я шагаю по Москве»

Интересные факты

Режиссёр фильма Георгий Данелия сыграл в фильме небольшую роль чистильщика обуви.

Фильм стал первой главной ролью Никиты Михалкова, которому на момент съёмок было 18 лет, в игровом кино. Он получил эту роль благодаря рекомендации сценариста фильма Геннадия Шпаликова.

Данелия назвал героя Михалкова именем «Коля» в честь своего сына.

В одном из интервью Данелия рассказывал, как через некоторое время после начала съёмок Никита Михалков подошёл к Георгию Данелии и попросил поднять гонорар с 8 рублей до 25. Так как это нужно было согласовывать с Госкино, Данелия пошёл на хитрость и сказал Никите, что на его место берут другого актёра. Никита расплакался, попросил прощения и сказал, что этому его научил Андрон Кончаловский.

Финальная сцена происходит на станции метро «Университет». Герои прощаются, Алёна уезжает на поезде в сторону центра. Коля идёт по залу, а Володя садится в поезд на противоположной платформе, чтобы ехать, очевидно, в аэропорт «Внуково» и уезжает… в оборотный тупик. Вплоть до 1964 года «Университет» была конечной станцией. Надпись на указателе «Посадки нет» хорошо просматривается. Тем не менее, для зрителей, которые увидели фильм в 1964 году, сцена уже не выглядела абсурдной — 30 декабря 1963 года Кировско-Фрунзенская (ныне Сокольническая) линия была продлена ещё на 2 станции до «Юго-Западной», откуда действительно стало возможным попасть в аэропорт Внуково.

Жанр «лирическая комедия» был изобретён нарочно для фильма, чтобы обойти претензию Госкино «несмешная комедия». Впоследствии титр «лирическая комедия» был спародирован в фильме «Джентльмены удачи» — превратился в «нелирическую комедию». Георгий Данелия был художественным руководителем этого фильма и соавтором сценария.

Московский кинотеатр «Россия», построенный по проекту Юрия Шевердяева — учителя Георгия Данелии в архитектурном институте — открылся показом фильма «Я шагаю по Москве» в 1964 году.

Где посмотреть

Он-лайн просмотр, Он-лайн 2

Ссылки по теме

Кинопоиск