Особенности и успехи рынка MIPCOM-2016

С 17 по 20 октября в Каннах (Франция) состоялся крупнейший международный рынок развлекательного контента MIPCOM. В этом году особое внимание уделялось проектам из Японии, ставшей страной почета, современным технологиями (особенно VR), новым проектам и актуальным трендам. Каждый участник комбинировал насыщенную программу мероприятий – показов, выступлений, конференций, дискуссий – с плотным графиком индивидуальных встреч, и попытался максимально эффективно провести свой персональный MIPCOM.

Ежегодно рынок MIPCOM собирает профессионалов развлекательной индустрии со всего мира – авторов, продюсеров, дистрибьюторов и закупщиков контента – для обмена опытом, активного делового общения, поиска новых партнеров и заключения сделок. Традиционно рынку предшествует крупнейшая выставка детского контента – MIPJunior, которая в этом году состоялась с 15 по 16 октября. Ключевым событием MIPJunior стал питчинг. Было представлено пять проектов анимационных сериалов со всего мира. Российским участником стала компания «Мастер-Фильм», презентовавшая международному жюри и профессиональной аудитории мультсериал «Шарлотта и Кваксон». Хотя наш проект не победил на питчинге, само участие в нем привлекло к сериалу большое внимание участников рынка.

Для российских компаний MIPJunior прошел весьма удачно. Россия вошла в десятку крупнейших участников выставки: в рынке приняли участие представители более 40 российских компаний, которые вместе заняли пятое место по объему участия и шестое – по количеству участников. По результатам просмотров байкеров наша страна вошла в Toп-30 наиболее популярных и просматриваемых проектов. Сериал «Ми-ми-мишки» занял 15 место, в «Сказочный патруль» — 27 позицию в списке.

Рынок MIPCOM впервые открылся нашим проектом – грандиозной сагой «Мата Хари», созданной компанией Star Media в партнерстве с Первым каналом (Россия) и телеканалом Интер (Украина). Сериал снят большой интернациональной командой, в которую вошли голливудские звезды и лучшие российские артисты. Праздничное мероприятие, ставшее заметным событием рынка, было организовано Red Arrow International – международным дистрибьютором сериала. В мероприятии приняли участие актеры Кристофер Ламберт, Алексей Гуськов, Ваина Джоканте и др.

Российское кино, телефильмы, сериалы и анимация в Канне были представлены на объединенном стенде ROSKINO – RUSSIAN CINEMA WORLDWIDE, организованном при участии Министерства культуры России. Стратегическим партнером РОСКИНО выступило публичное акционерное общество «Аэрофлот – российские авиалинии».

Традиционно большой интерес зарубежных байеров вызывают наши военные драмы. Представители компании Russian World Vision, провели ряд переговоров по проектам «28 панфиловцев» (почти достигнуты договоренности с японцами), «Коридор бессмертия» (интерес в Европе и Азии). В основном все байеры ждут возможности посмотреть эти фильмы полностью и пока проводят предварительные переговоры. Компания RWV продала права на показы комедии «Одноклассницы» на авиалиниях во всем мире, за исключением российского «Аэрофлота», договоренность с которым была достигнута отдельно. По анимационному проекту «Тайна Сухаревой башни» обсуждаются условия сотрудничества с компанией из Китая, по боевику «Спарта» и военной драме «Батальон» идут активные переговоры с японцами и немцами. Руководитель международного отдела RWV Екатерина Левитан отметила особенности прошедшего рынка:

«Все зависит от проекта, которые предлагаешь. Сейчас у нас два сильных проекта — «28 панфиловцев», в котором много экшена, и более драматичный «Коридор бессмертия». На них мы делаем большие ставки. Фильмы о войне, особенно Второй мировой войны, всегда вызывают интерес. Мы продолжает сотрудничество со странами, с которыми у нас всегда складывались хорошие отношения: Японией, Китаем, Южной Кореей; Францией, Германией и странами Восточной Европы».

Компания «Базелевс» продолжает развивать проект «Алиса знает, что делать» как международную франщизу. На MIPCOM анимационное подразделение компании в лице эксклюзивного международного дистрибьютора, компании «Мирсанд Лтд.» и «Имира Энтертейнмент» (Испания) подписали соглашение о начале совместной работы по созданию нового анимационного телесериала «Алиса и ее робот» — приквела известного проекта. Новый сериал расскажет о приключениях пятилетней Алисы Селезневой и ее домашнего робота Поли.

Руководитель анимационной студии «Базелевс» Елена Маленкина в беседе с нами отметила:

«Для нас этот рынок прошел весьма продуктивно, поскольку мы представили уже не отдельно взятый проект, а анимационную франшизу, состоящую из трех проектов: уже знакомый многим телевизионный сериал, выходящий в сентябре 2017 года полнометражный музыкальный мультфильм «Мой супер папа» и новый сериал для дошколят. Они все рассчитаны немного на разную аудиторию, разный возраст зрителей, но являются взаимосвязанными. Интерес к «Алисе…» и, вообще, к анимационному контенту очень высокий, чему мы очень рады».

Руководитель международных продаж «Мирсанд Лтд.» Валерия Добролюбова дополнила:

«Этот рынок был более интенсивным по сравнению с предыдущими. У нас был плотный график встреч, и очень приятно, что люди подходили без предварительной договоренности. Все очень интересуются анимацией, особенно много было предложений из центральной Европы. Мы провели более сорока встреч – это хороший результат»

В рамках MIPCOM можно не только провести ряд запланированных и спонтанных встреч, но и посетить конференции, показы, презентации. Центральная тема программы конференций в этом году – «Новое телевидение», так что большинство мероприятий было посвящено поиску нетрадиционных форм контента, взаимовлиянию традиционных форматов и открытию новых путей развития.

Одной из самых обсуждаемых новинок стала виртуальная реальность. Телеканал Russia Today организовал специальную дискуссию о виртуальной реальности и видео в формате 360 в журналистике и на своем стенде предоставил всем желающим возможность окунуться в VR. Дискуссии о VR начались еще в рамках MIPJunior, на котором российская компания Сигнал медиа презентовала данную технологию.

Представители областей, смежных с телевидением, признают неотвратимое слияние всех привычных форм реализации контента. Так, глава оригинального контента Youtube по всему миру Сьюзан Дэниэлс, презентуя новый платный сервис YouTubeRed, рассказала об истории становления платформы и перспективах ее развития. Сейчас происходит мощнейшее слияние YouTube с телевидением: интернет-ресурс становится не только дополнительным способом вещания, но и альтернативой кинопоказу, выступая закупщиком и производителем высококачественного профессионального контента.
В рамках конференций представители крупнейших компаний поделились опытом и размышлениями о будущем телевидения; свои успехи и новые проекты они продемонстрировали на скринингах. Начавшись яркой премьерой «Мата Хари» программа включила ряд самых разнообразных проектов: были показаны эпизоды исторической любовной драмы «Максимилиан и Мария Бургундская», зрелищной документально-игровая история от каналов Fox и National Geographic «Марс», детективная драма «То же самое небо», экшн про зомби «Жуть», приключенческий триллер «OURO», действие которого происходит в джунглях и др.

Особым событием стала презентация нового сезона легендарного «Твин Пикса», который снимет лично автор проекта Дэвид Линч. В Каннах мини-сериал представил популярный актер Кайл МакЛахлен, воодушевленный идеей вернуться к образу агента ФБР Дэйла Купера.

Главной звездой прошедшего рынка все же становится не кто-то из медийных гостей, а специально выбранная организаторами личность, внесшая существенный вклад в развитие индустрии. В этом году персоной года стала голливудская сценаристка и продюсер Шонда Раймс, а ее выступление – самым ожидаемым мероприятием, прошедшем в переполненном кинозале Дворца фестивалей. Шонда задала легкий и приятный тон беседы, много шутила и честно отвечала на вопросы. Для начала она рассказала немного о своем творческом пути, работе над принесшим ей первый успех проектом «Анатомия страсти», создании сериалов «Скандал» и «Как избежать наказания за убийство». Она призналась, что всегда чувствовал себя прирожденным рассказчиком, и поначалу пыталась писать сценарии для кинофильмов, но слишком короткая продолжительность истории не позволяла ей наиболее полно и интересно развить линию героев, раскрыть тонкости их взаимоотношений, так что довольно скоро она пришла к сериалам. Ей только сложно было привыкнуть работать над проектом не в одиночку, а в большой команде, проводящей интенсивные мозговые штурмы и совместно приходящей к лучшим решениям. Шонда отметила, что когда пишет большой сериал, то всегда знает, чем закончится история: это необходимо, чтобы вести героев через череду событий к финальной точке. В финале Раймс призналась, что искренне наслаждается процессом написания сценария и создания уникального мира, и к тому же получает большое удовольствие, когда практически живет своими персонажами.

Вместе с персоной года организаторы MIPCOM каждый год выбирают одну страну, на которой делается особый фокус. В 2016 страной почета MIPCOM стала Япония. Медиабизнесу этой страны была посвящена большая серия мероприятий, позволивших всем участникам рынка ближе познакомится с контентом страны восходящего солнца.

Фильмы, сериалы и шоу, производимые в Японии, тесно связаны с культурой, традицией и менталитетом страны, но, вместе с тем, представляют большой интерес для зрителей всего мира. Пример тому – аниме: наиболее популярное направление, продолжающееся пользовать огромным спросом. Тенденция не мимикрировать под западное телевидение, а развивать свою уникальность, впитывая успешный опыт зарубежных коллег, принесла добрые плоды. Веселые шоу в стиле «Форт Боярд по-японски», участники которых довольно безуспешно и под бодрый закадровый смех преодолевают нелепые препятствия, реинкарнируются под влиянием современных технологий. Так, в одном из шоу человек должен спрятаться в квартире от ока летающей камеры. Японцы с присущим им чувством юмора дали ответ шоу «Голос»: участники караоке-шоу – преимущественно люди без слуха и голоса – исполняют любимые песни, пока большинство веселящихся зрителей не проголосует за окончание представления. По-прежнему популярны интеллектуальные (и не очень) игры, наряду с которыми появляются очень оригинальные шоу, например – «Сказки в суде». В 15-минутных эпизодах перед судьями и присяжными заседателями разбираются известные дела: «Белоснежка и семь гномов», «Три поросенка», «Стрекоза и муравей». После выступления защиты, обвинения и свидетелей беспристрастный суд выносит вердикт, который не всегда соответствует заученной в детстве морали сказки. Самым трогательным, ярким и наиболее подходящим для показа за рубежом проектом оказалось документальное шоу «Кто хочет поехать в Японию». Герои проекта – люди из различных стран, представители разных национальностей, которых объединяет любовь к стране восходящего солнца. Каждый из них на протяжении многих лет постигал историю этой страны, особенности менталитета, изучал ее культуру, но ни сразу не посещал Японию. Избранные участники после прохождения испытаний получают уникальное приглашение, исполняющее их заветную мечту. Съемочная группа сопровождает героев на родине и в путешествии: увлекательное шоу передает сильный положительные эмоции и, вместе с тем, является познавательным шоу.

Влияние японского менталитета сказывается и на документальных фильмах, отличающихся медитативностью, созерцательностью и необыкновенной красотой. Наряду с видовыми фильмами (снятыми в музеях, на природе, в интересных местах) создается множество социальных телепроектов на актуальные по всему миру темы: про больных детей, паралимпийцев, освобожденных и раскаявшихся преступников, девушек-спортсменок… Целый ряд шоу посвящен японской кухне, которая вызывает интерес не только за рубежом, но и на родине, эксплуатируя культ еды.

Игровые проекты представлены современными реалистичными драмами – любовными, криминальными, социальными, семейными и др. В Японии доминирует часовая драма (с показом одной серии в неделю), продолжительностью 9-12 серий (один сезон демонстрируется в течение 2-3 месяцев). На платном японском телевидении наибольшей популярностью пользуются кинофильмы и драматические сериалы, спорт, аниме и видеозаписи концертов, театральных спектаклей. Виртуальная реальность (видео 360) представлена в игровом сегменте и воплощается в захватывающих аттракционных видео с падениями, полетами, динамичным движением (а не спокойным созерцанием, как в фильмах RT).

Ориентация на восток как актуальный тренд подтвердилась не только выбором страны почета, но и расширением географии присутствия MIPCOM в юго-восточной Азии. 19 октября в Каннах был проанонсирован MIPChina, который состоится с 23 по 25 мая 2017 в Ханчжоу (Китай). Новое мероприятие призвано содействовать сотрудничеству представителей китайской индустрии с международным сообществом. Китайский MIP будет состоят из двух частей: товарищеского форума и конференции. Участниками форума станут представители четырех десятков ведущих зарубежных телевизионных производственных и прокатных компаний, которые получат возможность лично встретиться с высшим руководством ведущих китайских медиакомпаний для обсуждения возможностей сотрудничества и налаживания партнерских взаимоотношений. Участники форума смогут посетить студии, расположенные около Ханчжоу – крупнейшего производственного центра в Китае (студии Alibaba, Huace TV & Film). Конференция – вторая часть MIP – позволит участникам мероприятия повысить свою квалификацию, поделиться опытом, изучить актуальные тренды современного ТВ и пр. Подробности – на официальном сайте: www.mip-china.com

Ближайший MIP состоится 16-18 ноября 2016 в Канкуне (Мексика), следующий – в апреле в Каннах, но крупнейшим является именно завершившийся осенний MIPCOM. В этом году в нем приняло участие около 14 000 участников из 108 стран мира.

Алена Сычева