Ведущие режиссеры французского кино — Жан-Пьер Мельвиль

Великий французский режиссер и сценарист Жан-Пьер Мельвиль получил известность благодаря трагическим фильмам на криминальную тематику. Его особенное внимание к деталям, ритуализация действия во многих сценах, медитативный ритм рассказа истории ярко характеризуют стилистику его лучших картин. 

Жан-Пьер Грумбах (Jean-Pierre Grumbach) родился 20 октября 1917 года в Париже в еврейской семье выходцев из Эльзаса (регион Франции). Жан-Пьер с детства увлекся кино и почти все подростковые годы он провел, посещая кинотеатры и снимая любительские фильмы на 16 миллиметровую камеру, которую ему подарил отец.

В 1937 году, едва получив степень бакалавра, его призвали в армию. Во время Второй мировой войны Жан-Пьер берет себе псевдоним «Мельвиль» в честь почитаемого им американского писателя Германа Мельвиля и помогает силам Сопротивления. Позже Жан-Пьер Мельвиль присоединяется к Силам Французского Освобождения и участвует вместе с Союзниками в освобождении Европы.

Жан-Пьер Мельвиль и Аллен Делон

После окончания войны Мельвиль пытается устроиться в большом кинематографе и подает прошение о вступлении в кинематографическое объединение Франции, но получает отказ. В 1945 году он создает собственную компанию «Сосьете Мельвиль продюксьон», где начинает снимать авторское короткометражное кино, при этом выступая в разном качестве – от продюсера до монтажера. Первой работой Мельвиля стал фильм «24 часа из жизни клоуна» (Vingt-quatre heures de la vie d’un clown, 1945), сюжет которого был навеян детскими воспоминаниями Жан-Пьера о цирке, а несколько лет спустя, выходит его первый полнометражный фильм «Молчание моря» (Le Silence De La Mer, 1949). Эта картина во многом оказалась новаторской и предопределила стиль будущего великого режиссера Жан-Пьера Мельвиля. Фильм был снят за 27 дней, а участие в съемках приняли неизвестные актеры, большинство из которых к тому же были членами съемочной команды, сценарий был написан по рассказу Веркора еще до получения Мельвилем прав на экранизацию (позже режиссер за это действие выплатил немалый штраф). Необычной оказалась и сама стилистика фильма, череда крупных планов, цветовое решение съемки во многом напоминло ранние фильмы Рене Клера, Абеля Ганса и Жака Фейдера, но фильм Мельвиля не был трагикомедией, костюмированной драмой или авангардом, это было что-то принципиально новое!

Считается, что именно этот опыт малобюджетного кино во многом предвосхитил открытия французской «новой волны». Кроме того, Мельвиль может быть объявлен ее прародителем и по той причине, что всегда был преданным поклонником американского кинематографа, прежде всего криминальной и военной тематики, и сам преимущественно старался работать в этих жанрах, приспосабливая их к французским реалиям и внося в них все-таки европейский дух, густо замешенный на философии экзистенциализма, которая получила распространение как раз во Франции в первые послевоенные годы.

Жан-Пьер Мельвиль

То, что сорокадвухлетний Мельвиль появился в ленте «На последнем дыхании» (A Bout De Souffle, 1959) Ж.-Л. Годара в роли популярного американского писателя, заносчивого мэтра, у которого прямо на аэродроме берет интервью девушка-журналистка, с одной стороны, является типичной годаровской шуткой, «прикольной» пометкой на полях, иронической выдуманной цитатой. Но в то же время в этой якобы случайности есть закономерность, даже особая справедливость по отношению к первопроходцу и учителю. И подобно тому, как Годар и другие режиссеры «новой волны» оказываются ныне кумирами для современных американских режиссеров — от Дж. Джоста и Х. Хартли до Р. Родригеса и К. Тарантино, так и Мельвиль превращается с течением лет в подлинно культовую фигуру для кинематографистов Востока и Запада.

Мельвиль — словно термин «черный фильм», придуманный французскими критиками и подаренный американцам. Будто сам кинематограф, изобретенный братьями Люмьер не без помощи Эдисона и возвращенный за океан в качестве главного национального достояния Америки. Феномен Мельвиля не укладывается в строгие рамки не такой уж длинной биографии (можно сказать, пример классического «золотого сечения жизни» — без двух месяцев 56 лет, то есть две трети срока человеческой кармы) или простого перечисления лент, созданных за 27 лет — их всего 13 1/2, то есть по одной картине за два года, что опять же признается классическим творческим темпом.

В фильмах режиссера тоже нетрудно найти образцы четкой выстроенности пространства в кадре и продуманности ритма в целом, подчас уникального использования музыки и естественных шумов, бессловесного действия, завораживающего своей соотнесенностью с реальным временем, которое потребовалось бы на это событие и за пределами экрана, можно вспомнить «Самурай» (Le Samourai, 1967) и «Красный круг» (Le Cercle Rouge, 1970) — два шедевра, экзистенциальных «поляра», по-французски пересказанные американские гангстерские ленты).

Жан-Пьер Мельвиль

Истинный художник часто неизмеримо выше собственных творений, а загадка его уникальности не прочитывается даже частично во время пересмотра всего созданного. Якобы непривычный Мельвиль — это драмы-мелодрамы «24 часа из жизни клоуна» (Vingt Quatre Heures De La Vie D’un Clown, 1946, «Трудные дети» (Les Enfants Terribles, 1949, реж. Жан Кокто), «Когда ты прочтешь это письмо» (Quand Tu Lira Cette Lettre, 1952), «Леон Морен, священник» (Leon Morin•pretre, 1961).

Промежуточный Мельвиль — это истории из военных времен «Молчание моря» (Le Silence De La Mer, 1947) и «Армия теней» (L’armee Des Ombres, 1969, по Ж. Кесселю). А настоящий Мельвиль — это две вышеупомянутых криминальных картины, а еще «Боб-прожигатель» (Bob Le Flambeur, 1955), «Два человека на Манхэттене» (Deux Hommes dans Manhattan, 1958), «Полицейский осведомитель» (Le Doulos, 1961), «Фершо-старший» (L’Aine Des Ferchaux, 1962), «Второе дыхание» (Le Deuxieme Souffle, 1966), «Полицейский» (Un Flic, 1972).

Сам себя Мельвиль характеризовал как «крайнего индивидуалиста» и «анархиста правого крыла». Чтобы сохранить независимость от диктата продюсеров, предпочитал работать на собственной студии.

Жан-Пьер Мельвиль скончался от сердечного приступа 2 августа 1973-го года в одном из парижских кафе, где разрабатывал с Филиппом Лабро детали нового сценария.

На основе материалов открытых источников

Ссылки по теме:

Кинопоиск