Роуд-муви: 22 фильма о скитальцах и странствиях

В центре Road Movie всегда лежит путешествие героя, которое показывают зрителю в подробных деталях. Герой нигде не задерживается надолго, не заводит долгосрочных отношений, он открыт всему новому и постоянно устремлен вперед. Дарья Козырь подробно рассказывает о самом непостоянном жанре кинематографа и вспоминает его ярких представителей. 

В некоторых историях важна сама философия пути или духовное развитие героя, который по этому пути идет. Иногда сценаристы и режиссеры отправляют персонажей в дорогу для достижения конкретной цели. Мотивы могут быть разнообразными, одно остается единым: действие фильма никогда не бывает статичным.

Жанр роуд-муви зародился в США и это неудивительно, так как постоянное перемещение жителей, их стремление найти лучшую долю, свое место под солнцем — важная часть американской культуры. В кинематографе эта тема впервые была отражена в вестернах, которые можно назвать самыми первыми дорожными фильмами. Герои таких картин отправлялись в путешествие на исследование и завоевание территорий, а нам подробно показывали процесс их путешествий.

В 50-x началась эпоха скитальцев и автостопа. Появилось «разбитое поколение». О бродягах с рюкзаками, безумцах, горящих словно сказочные римские свечи, начали писать Джек Керуак и Уильям Берроуз. Побег от конформизма, культ свободы, бродяжничества и бунта против системы потребления стали образом жизни героев не только их книг, но и большого количества реальных молодых американцев.

В конце 60-х годов, бунтари проникли в студийную систему американского кинематографа. Это случилось перед самым рассветом эпохи «Нового Голливуда». Из воспоминаний руководителя «Sony pictures» того времени, Питера Губера:

«Америка «зажигала»: «Ангелы ада» носились на байках по бульвару Сан-сет, а полуобнажённые девицы отплясывали на тротуарах под музыку «Дорз», что неслась из многочисленных клубов вдоль всего Стрипа. «Казалось, что из горящей земли, сквозь пламя, тянутся вверх тюльпаны». Всё старое объявлялось плохим, новое — хорошим. Ничего святого. Всё — возможно. Это — культурная революция. По-американски».

В то время зрители зевали от студийных, солидных и старомодных комедий и мюзиклов. Люди хотели видеть в кино страсть и правду. Тогда то и появились молодые режиссеры, подорвашие строгую систему Голливуда — Деннис Хоппер и Боб Рэйфелсон. Оба сняли роуд-муви, которые стали эталонными и повлияли на дальнейшее развитие жанра. Речь идет о фильмах «Беспечный ездок» и «Пять легких пьес». Эти фильмы представили зрителям новый тип персонажей: герои-бунтари, которые не могут обрести свое место в консервативном мире, и потому постоянно стремятся к странствиям.

Романтический, бунтарский дух, таких лент оказался близок многим молодым режиссерам. Постепенно отголоски роуд-муви стали появляться в фильмах самых разных жанров: боевиках, комедиях, криминальных драмах.

В этой статье собраны самые заметные и яркие представители жанра с середины XX века, до наших дней. Это картины с разной стилистикой проблематикой и структурой.

Все фильмы в жанре роуд-муви можно поделить на группы, в зависимости от мотиваций героев отправиться в дорогу.

Путешествие, как образ жизни и мысли

Для героев таких фильмов, путешествие — это видение мира. У них нет определенных мотивов начинать движение, так как вся их жизнь — это постоянное следование по пустынной дороге и поиск свободы. Они отказываются от рутинного образа жизни в пользу авантюр и приключений.

«Беспечный ездок», реж: Деннис Хоппер, 1969

Отсутствие сюжета, самобытный язык и маргинальные герои склонные к наркотической зависимости сделали фильм Денниса Хоппера революционным. На сверкающих байках герои Хоппера и Фонды пересекают США, под звуки блюза и рок-н-ролла, чтобы попасть на праздник Марди Гра. Фильм как нельзя лучше отражает густой дух свободы поколения, которое не носит галстуки и следует нормам морали. «Беспечный ездок» повлиял на целое поколение американцев и продиктовал стиль независимого американского кино. Деннис Хоппер стал главным контркультурным героем страны и в значительной мере повлиял на крах студийной системы Голливуда.

«Пять легких пьес», реж: Боб Рэфелсон, 1970

Вышедший на экраны всего годом позже, фильм «Пять легких пьес» рассказывает о талантливом музыканте, который сменил интеллигентную жизнь в поместье с одаренными родственниками, на пыльную жизнь провинциального работяги и вечера с боулингом, пивом и посредственной подружкой. Ни та, ни другая жизнь не приносит ему настоящего удовлетворения, поэтому он хочет только одного— сесть за руль и помчаться навстречу неизвестности. Фильм прославил любимого всеми актера Джека Николсона, который в то время был близким другом режиссеров-бунтарей.

«На дороге», реж: Вальтер Саллес, 2012

Экранизация самого популярного романа Джека Керуака «На дороге», раскрывающая американский дух конца 40-х. В фильме ожили книжные персонажи: безумцы и бродяги, умеющие ярко жить, страстно любить людей, мир и искусство. Через все действие проступает отчаянная интонация безысходности разбитого поколения, неспособного найти для себя место.

«Джеки и Райан», реж: Эми Канаан Манн, 2014

Вдохновляющая картина о матери-одиночке (Кетрин Хейгл), которая пытается отсудить права на дочку у бывшего мужа. Она знакомится с убежденным бродягой-музыкантом (Бен Барнс) и учится у него стойко проходить свой непростой путь.

Духовное путешествие или поиск своего я

Самый популярный мотив героев в жанре роуд-муви. Это всегда истории про людей, отправляющихся в дорогу, чтобы убежать от самих себя и вновь себя обрести. Прочь из дома их гонят страшные потери. Когда нити, веревки и канаты, связывающие маленького человека с большим миром по каким-то причинам рвутся. Маленькие люди надевают тяжелые рюкзаки, чтобы ощутить гравитацию еще сильнее. Они словно говорят: Да у меня выбили почву из-под ног, да, я утратил ориентир, но я стою на земле. У меня есть ботинки, и я могу идти. И я буду идти до тех пор, пока не найду подходящее дерево, чтобы закрепить канат, или водоем, чтобы скинуть якорь. Или буду идти до тех пор, пока не упрусь в стену. Но как правило в стену никто не упирается. Герои всегда обретают себя.

«В диких условиях», реж: Шон Пенн, 2007

Как и многие подобные истории, имеет под собой реальную основу. Это экранизация книги Джона Кракауэра о дауншифтире, покоряющем просторы Аляски. Пронзительная, искренняя и мощная история моментально впечатывается в память.

«Путь», реж: Эмилио Эстевес, 2010

После смерти своего сына, американец Том Эйвери (Мартин Шин) решает отправиться в паломничество по пути святого Иакова в Испании. Непростое испытание своих сил, встречи со случайными спутниками и их истории, помогают герою обрести исцеление.

«Дикая», реж: Жан Марк Валле, 2014

Драма с Риз Уизерспун, основанная на мемуарах матери актрисы Шерил Стрэйд. В одиночку девушка проходит тихоокеанскую туристическую тропу, длиной в 4 279 км., чтобы залечить душевные раны после смерти матери и разрыва с возлюбленным. В фильме Риз открывает свой актерский талант с новой стороны, показывает мощную игру и недюжее трудолюбие.

«Тропы», реж: Джон Керран, 2013

Еще одна история реальной австралийской путешественницы Робин Дэвидсон, которая проходит почти три тысячи километров до Индийского океана вместе с верблюдами и фотографом из «National Geographic». Роль путешественницы исполняет талантливая Миа Васиковска. Здесь она не боится предстать перед камерой в изнуренном виде, с сальными волосами и грязными ногтями. Но как часто бывает в подобных экранизациях, реальная история, описанная в книге, оказывается намного сильнее, чем ее воплощение.

«Ешь молись люби», реж: Райан Мерфи, 2012

Известная экранизация одноименного бестселлера Элизабет Гилберт с Джулией Робертс в главной роли. Мудрое, романтичное, женское кино о поиске гармонии и любви. Его можно пересматривать бесконечное количество раз в любых жизненных обстоятельствах.

Путешествие с конкретной целью

Отправиться вслед за мечтой, увидеть мир, отомстить обидчику, навестить родных. Но как часто бывает в процессе путешествия, начальная цель становится менее привлекательной, но в финале герои приобретают намного больше, чем ожидали.

«Почти знаменит», реж: Кэмерон Кроу, 2000

Отвязный рок-н-ролльный фильм о юном мальчишке Уильяме, который становится внештатником Rolling Stone и отправляется в тур с известной рок-группой, чтобы написать статью. В картине, Кэмерон Кроу ностальгирует о собственной юности, в которой проехал по штатам с группами Eagles и Led Zeppelin.

«Железная хватка», реж: Итан и Джоэл Коэны, 2011

Если «Непрощенный» Клинта Иствуда кому-то покажется пугающе затянутым, то сразу другой пример, современный вестерн с Джеффом Бриджесом и Мэттом Дэймоном в главных ролях. Здесь есть все: поиски злодея, погони и преследования, колоритные персонажи, мастерские диалоги от братьев Коэн, и невероятно красивая картинка от Роджера Дикинса, бессменного оператора режиссеров.

«Че Гевара. Дневники мотоциклиста», реж: Вальтер Саллес, 2004

Вдохновляющая лента о молодом Че (Гаэль Гарсиа Берналь), который отправился в путешествие на мотоцикле по Латинской Америке со своим другом Альберто Гранадо (Родриго де ла Серна), чтобы поближе познакомиться со своей страной. Поездка стала для Че знаковой и помогла сформировать революционную идеологию. Основой истории стала книга Че Гевары, которую он написал под впечатлением от путешествия.

«Поезд на Дарджиллинг», реж: Уэс Андерсон, 2007

Эстетская трагикомедия Уэса Андерсона о трех братьях, путешествующих по Индии, для того, чтобы лучше узнать друг-друга. Остроумно, динамично, смешно и вкусно.

«Мой личный штат Айдахо», реж: Гас Ван Сент, 1991

Фильм рассказывает о двух друзьях хастлерах, которые путешествуют по штатам. Майк ищет свою пропавшую мать, а Скотт пытается сбежать из-под гнета своего влиятельного отца. Примечательно, что образ Скотта режиссер списал с принца Хэла из «Генриха IV» Шекспира.

«Самый быстрый Индиан», реж: Роджер Дональдсон, 2006

Вдохновляющая спортивная картина о том, что хороший человек, в любой точке планеты найдет свое место. Герой Энтони Хопкинса, 60-летний мотоциклист Берт, едет из Новой Зеладнии в Бонневиль в США, чтобы установить рекорд скорости на своем раритетном мотоцикле «Индиан». Его путь полон испытаний, но каждый, кто встречается ему в путешествии помогает дойти до заветной цели.

«Трасса 60», реж: Боб Гейл, 2002

Фильм-притча о том, как достичь моральной зрелости и начать самостоятельно строить свою жизнь. Запоминается запутанной историей с интересными поворотами и культовым образом Гарри Олдмана.

«Невероятное приключение мистера Спиветта», реж: Жан-Пьер Жене, 2014

Фантастическая, остроумная лента режиссера-сказочника о юном изобретателе. 12-летний мальчик притворяется взрослым, отправляет в престижный университет проект своего изобретения и получает от них приглашение. А затем отправляется туда в одиночку через всю страну. История оказывается намного глубже, чем кажется на первый взгляд, мальчик переосмысливает свои отношения с родителями и пытается избавиться от чувства вины за смерть младшего брата.

Побег

Пожалуй, один из самых популярных сюжетов в кинематографе в целом. Герои отправляются в вынужденное путешествие, чтобы вырваться на свободу.

«Вне закона», реж: Джим Джармуш, 1986

Превосходное трио: Роберто Бениньи, Том Уэйтс и Джон Лури оказываются в одной камере и планируют побег. Этот фильм — воплощение стиля Джармуша. Шикарные диалоги, глубокая ирония, харизматичные персонажи, действие, которое возможно только здесь и сейчас.

«Бонни и Клайд», реж: Артур Пенн, 1967

Фэй Данауэй и Уоррен Битти в роли самой экстравагантной и безбашенной криминальной пары. Этот фильм вывел задыхающийся американский кинематограф из жестокого кризиса и привел в кинотеатры тысячи американцев. Парочку по-настоящему полюбили и даже стали им подражать. А фильмы о странствиях стали очень популярными.

«Пустоши», реж: Терренс Малик, 1973

На создание этого фильма Малика как раз вдохновил «Бонни и Клайд». Кит (Мартин Шин) и Холли (Сисси Спейсек) совершают череду необдуманных преступлений и становятся звездами национального масштаба. «Пустоши» это невероятно сильная история, рассказанная самобытным киноязыком, обязательная к просмотру не только любителям жанра, но и всем поклонникам кино.

«Тельма и Луиза», реж: Ридли Скотт, 1990

Прекрасный фильм о двух женщинах, которые прошли путь эволюции от домохозяек до отчаянных, свободолюбивых преступниц. Парадокс в том, что сценарий к фильму написала женщина, а снял его мужчина. На выходе получаем историю о крепкой женской дружбе, которая возможна только между двумя отважными мужиками.

«Безумный Макс. Дорога ярости», реж: Джордж Миллер, 2015

Головокружительное продолжение истории о безумном Максе. В течении всего фильма Макс (в исполнении Тома Харди) со своей спутницей Фуриозой (Шарлиз Терон) мчится по постапокалиптической пустоши, пытаясь оторваться от погони. Один из лучших фильмов 2015 года и, пожалуй, самый динамичный и прогрессивный роуд-муви в этом списке.

Дарья Козырь