Театральный почерк режиссера Стивена Долдри

Британский режиссер Стивен Долдри первый и пока единственный режиссер за всю историю кино, сумевший получить номинации на «Оскар» за каждый из своих первых трех фильмов («Билли Эллиот», «Часы» и «Чтец»). Не размениваясь по пустякам, режиссер снимает редко, но тонко и невероятно пронзительно…

В каждом произведении искусства поднимается та или иная проблема, кого-то она трогает, а кого-то оставляет равнодушным. Самовыражение, тяжелый путь достижения мечты, поиск счастья, сломанные жизни-эти и другие темы затрагивает в своих фильмах английский режиссер, некогда сменивший театральные подмостки на съемочную площадку.

Знакомьтесь, Стивен Долдри.

Будучи известным театральным деятелем, Стивен получил предложение от продюсеров попробовать себя на кинематографическом поприще. Первой его работой был короткометражный фильм «Восемь» 1998 года, рассказывающий о мальчишке Джонатане, страстно влюбленном в футбол и тоскующем по отцу, который погиб еще до его рождения. В фантазиях Джонатана его отец либо гоняет мяч, либо болеет за любимую команду сына — таким образом мальчик ощущает связь с родным человеком, которого никогда не знал. Тема тоски по родителю поднимется и в «Билли Эллиоте». Режиссер, похоронивший отца в 14 лет, пытался выразить свои чувства через героев.

Итак,давайте попорядку. В 1999 году…

«Мечтать можно даже о том, о чем нельзя думать».
Г.Малкин

…начась подготовка к съемкам драматической картины «Танцор», позже переименованной в «Билли Эллиота». Сценарий был написан еще несколько лет назад Ли Холлом и Стивеном Долдри. Позже режиссер признался, что снимал этот фильм, скорее для себя, нежели для широкой аудитории, и был поражен, когда фильм обрел мировую известность, получил 3 номинации на премию «Оскар», множество других наград и был представлен во внеконкурскной программе Каннского фестиваля. История так искусстно рассказана и так хорошо сыграна, что затронула сердца зрителей по всему миру.

Перед Стивеном Долдри стояла непростая задача найти подростка с акцентом северной Англии на главную роль, который бы не просто обладал незаурядными актерскими способностями, но при этом бы профессионально танцевал. Просмотрев 2000 претендентов на главную роль, режиссер остановил свой выбор на 14-летнем мальчишке по имени Джеми Белл. Его старшая сестра занималась танцами, поэтому родители постоянно таскали Джеми на концерты местной самодеятельности. Однажды он сказал, глядя на выступающую девочку: «Я бы мог станцевать лучше!». Мама поймала Джеми на слове: «Не сомневаюсь, поэтому в субботу я отведу тебя на танцевальные занятия». Джеми было всего 6 лет, когда он начал заниматься балетом, вскоре он отдал предпочтение чечетке и добился весьма серьезных успехов.

Кадр из фильма «Билли Эллиот»

История Джеми и Билли невероятно похожи, что безусловно, помогало мальчику вжиться в роль. Оба они терпели насмешки от окружающих из-за своего увлечения, оба ощущали непреодолимое желание танцевать, ведь именно это делало их особенными, а они никогда не хотели быть такими же, как и все. Оба мальчика родились в провинциальном городке и смогли вырваться из него…Как шутит Джеми, его родной город настолько глух, что даже не нанесен на карту, но несомненно звезда Джеми Белла, загоревшаяся после премьеры фильма, изменила ситуацию. Ни один критик не отозвался об игре Джеми плохо, мальчик настолько талантлив, что в 2001 году, помимо прочих, получил престижную премию Британской академии БАФТА, обойдя Тома Хэнкса и Рассела Кроу. Стивен Долдри и Джеми Белл стали лучшими друзьями, режиссер помогал мальчику раскрываться, чувствовать себя раскрепощенным перед объективом камеры и выносить все трудности съемочного процесса. Неподражаемая Джули Уолтерс, исполняющая роль Миссис Уилкинсон, говорила, что работать с полным энтузиазма Джеми было восхитительно, а Стивена Долдри ни за что нельзя было принять за дебютанта.

Думаю, пора познакомиться с Билли, Билли Эллиотом. Это розовощекий, обаятельный мальчишка с озорным взглядом, он рос в шахтерском городке на севере Англии-судьбы людей здесь один в один похожи друг на друга, как крыши их маленьких кирпичных домиков. Чем должен заниматься сын шахтера? Несомненно, боксом. Но Билли никогда не доставляло удовольствия колотить резиновую грушу до потери пульса и драться на ринге. В самом начале фильма мы понимаем насколько отличается Билли от мужчин в своей семье. При каждой возможности мальчик садится за пианино и, старательно нажимая на клавиши, рассматривает фотографии любимой мамы, которой не стало несколько лет назад.

Случайно оказавшись на уроке танцев, Билли чувствует себя неуютно среди десятка девочек в пачках, но весьма заинтересованно. Конечно, вначале у него ничего не получается, но он упражняется и хочет стать лучшим…А вскоре влюбляется в балет. Музыка сопровождает Билли повсюду, но затихает в тот момент, когда захлопывается дверь и он оказывается в стенах родного дома. Приходится врать отцу о том, что он продолжает боксировать и прятать балетки под матрац. Отец ведь ни за что не разрешит Билли танцевать! Балет-это же «занятие для гомиков», а сын Джеки Эллиота должен быть мужественным, как он сам и его старший сын Тони. Но истина стара как мир-всё тайное становится явным, отец узнает об увлечении сына и устраивает ему взбучку. В то время как острая на язык и никогда не выпускающая из зубов сигарету миссис Уилкинсон предлагает Билли подумать о кастинге в лондонскую школу Роял баллета. Поняв в 11 лет, чем он хочет заниматься в жизни, Билли отказался от детства и обратил мечту в цель. Несмотря ни на что, он никогда не предавал свою мечту, помня фразу из письма любимой мамы: «Оставайся собой». Параллельный монтаж помогает нам понять и прочувствовать насколько тяжело было шахтерам в 1984 году во время известной забастовки. Отец и брат Билли закидывают яйцами предателей, вышедших из пикета, с криками «свиньи!», в то время как Билли разучивает па де буре, и мы не можем обвинить их в непонимании. Но, увидев как сын танцует, Джеки понял, что не имеет права лишать Билли будущего и не даст ему сгнить в городе, где нет ничего, кроме шахт. Это фильм не о балете, а о том как, несмотря на трудности во взаимопонимании между отцом и сыном, семья собралась вместе ради будущего маленького мальчика, которому хватило смелости выбрать свой путь.

Эмоциональная сила Билли в том, что он танцует каждый раз, как последний. У вас не бежали мурашки, когда он танцевал для отца в замерзшем зале, выражая свой безмолвный протест? У вас не встал ком в горле, когда Билли отбивает чечетку на улицах города? Я ни за что не поверю, если вы скажете «нет»…

В финальной сцене Билли исполняет роль лебедя в известной постановке Мэтью Борна «Лебединое озеро», где задействованы только мужчины. На премьерном спектакле семья собирается в зале, их переполняют чувства, отец не может сдерать слез. Занавес открывается. Билли на сцене. Прыжок… и в нем мы видим ВСЁ…Сбывшуюся мечту, годы упорных тренировок, гордость семьи за сына и брата, слышим рассказ Миссис Уилкинсон о «Лебедином озере»…

«Билли Эллиот» один из тех фильмов, которые хочется смотреть и пересматривать. Удивительно, но с каждым новым просмотром, находишь что-то новое для себя, замечаешь детали, которых не видел прежде. Это очень «человечный» фильм, который нужно смотреть сердцем.

Во время просмотра переполняют эмоции, и, несмотря на то, что фильм оставляет только светлые чувства, нам все же немного грустно…Потому что каждый из нас вспомнит свою мечту, которая не сбылась. И зародится надежда: «А что, если…»

Чужая жизнь

«Мы распяты на циферблате часов».
С. Ежи Лец

После «Билли Эллиота» Стивен Долдри хотел снять нечто совершенно иное, но все сценарии казались ему слишком простыми и узнаваемыми. Сценарий Дэвида Хейра «Часы» по роману Майкла Каннингема поражал своей уникальностью. Его, как и фильм нельзя отнести к какому-то либо жанру и сказать, что повествует о ном о том-то, и о том-то… В этом и есть его интригующая сила.

Прежде чем приступить к работе над фильмом, Долдри всегда задает себе вопрос: «А будет ли мне эта тема так же интересна через несколько месяцев?». Конечно, было бы забавно снять фильм об ограблении банка, но ведь заниматься этим проектом наскучит буквально через полгода… Поэтому режиссер выбирает материал, который будет увлекать его во время длительной работы и после ее окончания. Роман Каннингема написан как серия внутренних монологов. Конечно, можно было добавить текста в диалоги, но создатели фильма решили пойти более сложным путем и выбрали метод физических действий. Почти без реплик актрисам предстояло передать свои чувства. Но как именно нужно вести машину или драить кухню, чтобы зритель понял о душевных переживаниях героини? Тяжелее всего приходилось Мерил Стрип, которая придерживается системы Станиславского. Специально для нее был нанят режиссер Майк Николс, отец легендарного «Выпускника, который помогал актрисе создавать язык действий.

Кадр из фильма «Часы»

Процесс написания музыки тоже был длительным. Стивен Долдри проводил множество проб, пытаясь понять, что нужно именно этому произведению, но фильм отторгал всё… Всё, относившееся к традиционной киношколе, казалось, упрощает фильм, вносит сентиментальность и подавляет скрытые эмоции. Нужен был не просто композитор, нужен был художник! После просмотра фильма, замечательный композитор Филипп Глассе согласился взяться за работу. Задачей музыки было каким-то образом передать структуру фильма, сюжет очень сложен и музыка играет важную роль — делает его понятным. Поскольку «Часы» состоят из нескольких историй, музыка должна была объединить их. Композитор не стал писать музыку для каждого периода времени, он написал музыкальную тему, проходящию через все три истории. Музыка стала еще одним персонажем, который связывает и углубляет каждую сцену.

Перед Долдри стояла непростая задача — в «Часах» действие происходит в трех разных периодах времени и нужно было объединить сюжетные линии, следить, чтобы эмоциональная и повествовательная составляющие сложились потом в единое целое. Режиссеру удалось справиться с этой задачей, не важно сколько раз мы видели фильм, нас будут увлекать эмоциональные взлеты и эмоциональная напряженность, проявлявшаяся в самых разных эпизодах.

Долдри должен был правдиво рассказывать о том, как люди делают очень жесткий и серьезный выбор, совершаемый в поисках счастья, и показать какова цена этого выбора. Все три героини фильма отчаянно ищут свет в конце того, что кажется им очень темным тоннелем. Все трое живут той жизнью, которой жить вовсе не хотят… Писательницу Вирджинию Вульф опекают доктора, навязывая ей, что делать и твердят о ее собственных же интересах. Беременная домохозяйка Лора Браун живет в уютном доме со сдувающим с нее пылинки, мужем и прелестным 6-летним сыном. А гомосексуальная редактор Кларисса Вонг делает вид, будто не замечает, что женщина, с которой она вместе уже 10 лет, давно чужой ей человек… Нам показан всего один день из жизни трех совершенно разных, на первый взгляд, женщин. Но уже с начальных кадров мы чувствуем некую незримую связь между ними. Параллельный монтаж в этом фильме дает обманчивое ощущение единства времени…

Вирджиния Вульф приступает к написанию книги «Миссис Дэллоуэй» в своем поместье в пригороде Лондона в 1923 году. Домохозяйка Лора Браун пытается разнообразить свой досуг в 1951 году в Лос Анджелесе, читая вышеупомянутую книгу, навеивающую на нее суицидальные настроения. А в 2001 году Кларисса Воган занимается приготовлениями к вечеринке в своей нью-йоркской квартире.

При прочтении сценария, Стивен Долдри уже знает, каких актеров следует пригласить на ту или иную роль. Абсолютно против типажа на роль Вирджинии Вульф была приглашена красавица Николь Кидман, покорившая режиссера своей способностью перевоплощаться. Кидман прочитала все сохранившиеся письма писательницы, режиссеру не нужно было, чтобы Николь изображала или имитировала писательницу, им предстояло найти свою собственную Вирджинию Вульф. Бутафорский нос стал,скорее,не физической трансформацией, а эмоциональной-он помогал актрисе забыть себя и вжиться в роль.

На роль домохозяйки Долдри не мог представить никого, кто подходил бы на роль больше, чем Джулианна Мур. К началу съемок актриса невероятно хорошо знала книгу Каннингема, она прочувствовала роль и полностью слилась со своей героиней. Для режиссера также было важно, что актрисе удается играть несентиментально, несмотря на то, что ее героиня все время плачет.

У исполнительницы роли Клариссы Мерил Стрип есть поразительная особенность — вы полностью погружаетесь в ее игру, она всегда увлекает вас. Ей нравиться искать линию поведения персонажа, пока он практически не поглотит ее.

Перед съемками было проведено множество репетиций, впрочем, этим и отличается Долдри – из театра в кинопроцесс он привнес навыки работы с актерами, и в отличие от других кинорежиссеров, часами репетирует с ними, тщательно прорабатывая каждую деталь. Долдри убежден, что с каким бы актером не работал режиссер, ему нужно найти особенный, очень личный контакт с ним. 6-летнему мальчику, исполняющему роль сына Лоры Браун, нельзя было объяснить, что нужно сыграть тревогу за состояние мамы – ребенок, стараясь изобразить то, что нужно, выглядел бы неестественно. Поэтому режиссер рассказывал ему грустные истории за кадром или же читал сказки в ожидании нужной реакции. Его роль играет важную часть в истории, мы встретимся с этим героем через 50 лет. Именно он будет умирать от СПИДа в темной квартире, заполненной цветами, которые каждый день приносит героиня Мерил Стрип.

Лишь к концу фильма будет ясна связь между героинями. Лора Браун окажется матерью Ричарда, для которого устраивала вечеринку Кларисса, которой он в свое время дал прозвище «Миссис Дэллоуэй», ведь она будто само воплощение героини романа: говорит ее фразами, живет её жизнью…
Её, а не своей. Устраивая вечеринки, она пытается заглушить одиночество, не понимая, что шумиха и веселящаяся толпа народа не смогут заполнить душевную пустоту.

Нам показан всего лишь один день из жизни трех разных женщин, но за эти недолгие часы мы успели узнать их. «Вся женская жизнь — как один день. Только один день. И в этом дне вся её жизнь…» — произнесет Вирджиния Вульф. Что есть наша жизнь? Часы. И время жить уже СЕЙЧАС.
Но героини пытаются убежать от жизни, боясь встретиться с ней лицом к лицу. А ведь ее нужно принять, принять и полюбить со всей ее сложностью и запутанностью, ведь жизнь — самое ценное и прекрасное, что у нас есть.

У каждого свой секрет

«Непростительны ошибки лишь тех,кого мы больше не любим».
М. де Скюдери

После единогласного признания критиками шедевральности «Часов», Стивен Долдри не спешил приступать к работе над новым фильмом, а занялся постановкой мюзикла «Билли Эллиот» на Бродвее. И, прочитав «Чтеца» Бернхарда Шлинка, атаковавшую в то время вершины хит-парадов, был весьма впечатлен, но мысль об экранизации возникла не сразу-ему нужно было серьезно обдумать, готов ли он к работе такого рода. Будучи школьником, Долдри изучал в Германии немецкий язык, а позже работал в Берлинском театре и очень хорошо знает историю этой страны. Его всегда интересовала проблема послевоенного поколения, влияние прошлого на невинных молодых людей; отголоски преступлений, совершенные их предками.

Влияние Холокоста на послевоенную Германию невероятно велико, и если до сих пор наш народ с гордостью вспоминает победу в войне, то немцы стыдятся за свое прошлое (неуважение к Холокосту-уголовно наказуемо). Как можно прислушиваться к мнению родителей и учителей, живших в фашисткой Германии, являвшихся частью этой системы? Как они допустили такое? Психологически на молодое поколение давит то, в чем они не виноваты, будучи рожденными уже после войны в побежденной стране, развязавшей жестокую войну.

Бернхард Шлинк- 50-летний правовед, посвятил свою карьеру изучению вопроса коллективной вины послевоенного немецкого поколения. Отчасти его книга автобиографична, она была написана, потому что после долгих лет молчания Шлинк излил душу на бумаге. В книге рассказ идет от первого лица, сценарист Дэвид Хейр ввел в сценарий дочь главного героя, которой Михаэль будет рассказывать никому неизвестную историю своей жизни. В одном из интервью, сценарист сказал, что роман главных героев можно сравнить с одержимым увлечением Германии нацизмом. Цену, которую заплатила Германия за любовь к Третьему Рейху, заплатил Михаэль Берг за любовь к Ханне Шмитц.

В послевоенной Германии 15-летний Михаэль влюбляется в зрелую женщину. На первый взгляд, Ханна бесчувственна и жестка, но искренне привязывается к страстному юноше. Их общение заключается в занятии любовью-чтении, чтении-занятии любовью…Они счастливы наедине друг с другом, окруженные их маленьким миром. Михаэль знакомит любимую с классикой мировой литературы, в то время как сам познает искусство любви. Его отношения с семьей сухи и формальны, в них нет места для проявления чувств, поэтому время, проведенное с любимой, для него-истинное счастье, которое заканчивается спустя полтора месяца…Женщина сбегает, трезво взглянув на ситуацию, оставляя пустую квартиру и влюбленного юношу. Они еще не знали тогда, что беззаботний летний роман станет романом всей их жизни…

Кадр из фильма «Чтец»

Через 8 лет, будучи студентом юридического факультета, герой присутсвует на слушании дела о Холокосте. Спустя 20 лет после совершенных преступлений судят женщин, работавших надзирательницами в женском бараке концентрационного лагеря в Освенциме. С ужасом Михаэль узнает в одной из обвиняемых Ханну Шмитц, ее приговаривают к пожизненному заключению. Но Михаэль знает, что Ханна получила бы 4 года, как и остальные надзирательцы, если бы не боялась открыть свой страшный секрет. В свои сорок с лишним лет, она была абсолютна безграмотна, поэтому не могла написать отчет, который водружает на ее плечи ответственность за других сотрудниц концлагеря и их бесчеловечность. Но Ханна принимает вину на себя, желая сохранить свою тайну и чувство собственного достоинства. Перед нами сломленный Михаэль, раздираемый противоречивыми чувствами- отвращением к поступкам Ханны и при этом глубокой к ней любовью…

Режиссер будто играет с чувствами зрителя, задавая немой вопрос: что сейчас чувствуете вы? Ведь мы уже успели полюбить скрытную Ханну и трусливого Михаэля, так и не решившегося встретиться с ней после суда.
«Общество думает, что управляется чем-то, под названием мораль, но это не так, оно управляется тем, что называется закон». Ханна была человеком своего времени и исполняла приказы, которые в те годы не казались ни жестокими, ни аморальными. Может ли это оправдать ее? Нет. В любой ситуации человек должен оставаться человеком, иначе он теряет право таковым себя называть!

Спустя много лет, мы встречаемся со взрослым, переживающим развод, Михаэлем. Признавшись самому себе, что никогда не любил никого, кроме Ханны Шмитц, он…

…Спустя долгие годы одиночества, Ханна получает посылку. Вставляя в присланный проигрыватель кассету, она слышит голос Михаэля, ее «малыш» вновь читает книги для нее. Своими посылками, своим чтением Михаэль возвращает Ханне смысл жизни, который так давно и, казалось, безвозвратно был потерян. С наслаждением слушая записи, Ханна будто забывает, что находится в серой камере и мысленно прогуливается вместе с чеховскими героями по мощеной набережной солнечной Ялты. Единственный способ отблагодарить Михаэля- это написать ему письмо, и ради этого Ханна самостоятельно учится граммоте…Но Михаэль никогда не ответит на ее письма. Он пытался сохранить ту связь, что была между ними тем далёким летом в виде чтеца и слушателя.

Но однажды Бергу позвонят и попросят навестить Ханну- ее отпускают досрочно, и он единственный, кто поддерживал с ней связь и может помочь ей адаптироваться на свободе. Происходит долгожданная встреча 70-летней Ханны с 50-летним Михаэлем, которого она по прежнему будет звать «малыш». Ей важно знать, как он относится к ней, ему — раскаялась ли она в своих деяниях. Почувствовав холод от родного ей человека, Ханна завещает накопленные деньги единственной оставшейся в живых еврейке и кончает жизнь самоубийством. Ханна так никогда и не узнала, что у Михаэля тоже есть свой секрет — он продолжал любить её всю жизнь, не смотря ни на что…

Красной нитью проходит через фильмы Долдри вопрос о трудных решениях и их последствиях. В «Билли Эллиоте» мы видим, как отец главного героя принимает правильное решение и, несмотря на то, что его мучительная борьба за справедливость к шахтерам была проиграна, он одержал главную победу в своей жизни, поддержав сына. Вирджиния Вульф и Ричард покачивают жизнь самоубийством, но для них это не трагедия, а достойный способ уйти из жизни. А Михаэль с Ханной, решив сохранить ее секрет, сломали себе жизни-она провела её в заточении, а он так и не смог забыть двух женщин: ту, что подарила ему любовь, и ту, что разрушила её идеальный образ.

Актерские работы, как и в остальных фильмах Долдри, просто восхитительны! Кейт Уинслет, исполняющая роль Ханны Шмитц, играет столь точно и пронзительно, что даже у самого циничного зрителя побегут мурашки по спине. После прочтения сценария, ей стало очень страшно — как исполнять роль, когда ты не понимаешь характера героини? Вместе с режиссером, она выполняла некие домашние задания, стараясь вжиться в роль ещё до начала съемок. 17-летнему Дэвиду Кроссу ради роли молодого Михаэля пришлось за короткое время в совершенстве овладеть английским языком. Режиссер отвез его в музей Холокоста и заставил прочитать множество книг на английском, ведь Михаэль должен быть отличным чтецом. Самое сложное, как признался позже Дэвид, было «переключаться» с 15-летнего на более взрослого Михаэля. Сцены снимались не по порядку, в отличие от работы над «Часами», снимавшимися в хронологической последовательности эпизодов.
И, конечно же, репетиции-репетиции-репетиции…

Фильмы Долдри не похожи друг на друга, но в каждом из них гармонично найдена замена слову. В «Билли Эллиоте» герой часто выражает свои эмоции через танец. В «Часах» великолепное мастерство актрис, исполняющих главные роли, лучше любых слов даёт понять, что происходит у них в душе. А в «Чтеце» влюблённые практически не разговаривают между собой: ОН читает — ОНА слушает. Чтение заменяет им признания в любви, которые они оба не умеют произносить.

Британский режиссер понимает, как передать драматизм происходящего и как этот драматизм раскрывает образы героев. Это и навыки работы с актерами, правдивыми в каждом кадре, и есть его театральный почерк. В его фильмах гармонично уживаются две противоположности — чувственность и не сентиментальность, что делает их столь уникальными по эмоциональному наполнению. А фантастическая природа материала, который выбирает Стивен, в том, что его хочется изучать. Он вызывает желание смотреть работы Долдри снова и снова.

В данный момент Долдри первый и пока единственный режиссер за всю историю кино, сумевший получить номинации на «Оскар» за каждый из своих первых трех фильмов.

Не размениваясь по пустякам, режиссер снимает редко, но тонко и невероятно пронзительно. Хочется сказать спасибо…

Спасибо Стивену Долдри за неизменно настоящее кино.

Маша Жигунова